Найти тему

На пир короля верхом на козле. Как дерзкий портной графа стал знаменитой фарфоровой фигуркой

В 1733 году главой модельной мастерской Мейсенской фарфоровой мануфактуры стал талантливейший скульптор и художник Иоганн Иоахим Кендлер, уже прославившийся своими первыми скульптурами животных для знаменитого фарфорового зверинца Августа Сильного. А два года спустя у руля самой мануфактуры встал граф Генрих фон Брюль – министр нового курфюрста Саксонии и польского короля Августа III, сыгравший заметную роль в развитии фарфорового производства. Следующее двадцатилетие стало «золотым веком» Мейсена – мануфактура в эти годы выпускала роскошные сервизы и изысканные фигурки на самые разные темы.

Марчелло Баччарелли. Граф Генрих фон Брюль. Ок. 1753. Государственные художественные собрания Дрездена
Марчелло Баччарелли. Граф Генрих фон Брюль. Ок. 1753. Государственные художественные собрания Дрездена

Генрих фон Брюль стал покровителем Кендлера, сам же граф был обласкан королем, который очень его ценил и осыпал всяческими милостями. В итоге граф буквально купался в роскоши. Он поражал современников своими роскошными костюмами и закатывал помпезные пиры, сравнимые лишь с королевскими. Обслуживал его роскошную жизнь огромный штат слуг, насчитывающий 200 человек. Среди них особенно выделялся один – графский портной, благодаря которому фон Брюль и прославился, как «лучше всех одетый человек». Портной был очень талантливым, обладал большим вкусом и безграничной фантазией, которые позволили ему создавать для графа уникальные наряды, каких не было ни у кого при дворе. Фон Брюль со своей стороны боготворил мастера – всячески расхваливал его и очень щедро платил за работу.

Довольно быстро портной и сам осознал свою исключительную ценность, возгордился и начал позволять себе вольности, недозволенные представителю его сословия. Вот тут и начинается история создания одной из самых забавных фарфоровых скульптурок Мейсенской мануфактуры.

Иоганн Иоахим Кендлер. Портной графа Брюля на козле. Вторая половина XIX века. Частная коллекция
Иоганн Иоахим Кендлер. Портной графа Брюля на козле. Вторая половина XIX века. Частная коллекция

Однажды портной сшил для фон Брюля такой потрясающий наряд для королевского приема, что граф пришел в невероятный восторг и предложил вместо денег исполнить любую его просьбу. Амбициозный портной решил не мелочиться и пожелал быть приглашенным на королевский обед, где присутствовали исключительно аристократы и титулованные дворяне и куда представителям его сословия путь был заказан. Просьба портного была откровенно дерзкой и невыполнимой, но раз граф пообещал, нужно было ее исполнить. И тогда был найден очень остроумный выход из положения, который подсказали забавные жанровые фарфоровые фигурки, ставшие в эпоху рококо очень популярными.

Иоганн Иоахим Кендлер. Портной графа Брюля на козле. Вторая половина XIX века. Частная коллекция
Иоганн Иоахим Кендлер. Портной графа Брюля на козле. Вторая половина XIX века. Частная коллекция

Генрих фон Брюль обратился к Кендлеру и поручил ему изготовить новую фарфоровую фигурку, изображающую его дерзкого портного. А мастер, судя по всему, был очень вдохновлен заказом, потому что исполнил просьбу графа с огромным мастерством, представив графского портного в торжество-ироническом виде. Фигуру потом действительно водрузили на обеденный стол Августа III. Таким образом граф и протоколы не нарушил, и просьбу портного исполнил – тот по сути оказался на королевском пиру, и, я уверена, очень позабавил всех присутствующих.

Для портного же это должно было послужить уроком: ни его талант, ни бесконечные комплименты, ни высокие гонорары не делали его равным графу, королю или любому другому представителю аристократических кругов. Он по-прежнему оставался лишь портным, который должен знать свое место и вести себя соответствующе.

И все же его дерзкая просьба подарила миру одно из самых восхитительных и забавных фарфоровых произведений XVIII века. Первый вариант «Портного графа Брюля» Кендлер изготовил в 1737 году, затем сделал несколько повторений разных размеров (сегодня маленький портной экспонируется в музее Императорского фарфорового завода, а большой – в Тверской картинной галерее).

Иоганн Иоахим Кендлер. Портной графа Брюля на козле. Середина XIX века. Тверская картинная галерея
Иоганн Иоахим Кендлер. Портной графа Брюля на козле. Середина XIX века. Тверская картинная галерея

Главный герой произведения – высокий и очень импозантный мужчина, изображенный торжественно восседающим на лохматом козле. Представителей аристократических кругов часто изображали верхом на роскошных породистых конях и уже здесь мастер дает понять, что перед нами не аристократ, а слуга аристократом себя вообразивший. И все же ничто не способно смутить этого гордого человека и даже на козле он полон чувства собственного достоинства.

Портной одет в роскошный костюм, сшитый из дорогих модных тканей с цветочным рисунком (в разных вариантах разных цветов) и украшенный золотой вышивкой и кружевами. На ногах его высокие ботфорты, в которых ноги выглядят очень изящными. Поверх костюма через плечо перекинута голубая муаровая лента с овальным знаком, на котором изображены ножницы, портновский метр и утюг. На голове портного напудренный парик с буклями и треуголка, а на носу модные пенсне, сквозь которые он надменно глядит на окружающих.

И хотя портной одет в парадный костюм, он прихватил с собой все свои швейные принадлежности – на красивых витых рогах козла висят большие портновские ножницы и утюг, на спине животного приспособлена цветная подушечка для булавок, а на боку – сумка с образцами тканей и тесёмок. С плеч портного, как модные аксессуары, свисают клубки ниток. В некоторых вариантах скульптуры лохматый козел тоже изображен с пенсне на носу, что усиливает иронию – пока сам портной хочет быть похожим на аристократа, козел под ним хочет быть похожим на модного портного.

Иоганн Иоахим Кендлер. Портной графа Брюля на козле. Вторая половина XIX века. Частная коллекция
Иоганн Иоахим Кендлер. Портной графа Брюля на козле. Вторая половина XIX века. Частная коллекция
Иоганн Иоахим Кендлер. Портной графа Брюля на козле. Середина XIX века. Тверская картинная галерея (козел без пенсне)
Иоганн Иоахим Кендлер. Портной графа Брюля на козле. Середина XIX века. Тверская картинная галерея (козел без пенсне)

«Портной графа Брюля» – одна из самых известных работ Кендлера, которую Мейсенская мануфактура продолжала изготовлять и в течение всего XIX века. Сегодня фигурка представлена во многих музейных коллекциях и нередко появляется на различных аукционах.

Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.

С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!