В 1733 году главой модельной мастерской Мейсенской фарфоровой мануфактуры стал талантливейший скульптор и художник Иоганн Иоахим Кендлер, уже прославившийся своими первыми скульптурами животных для знаменитого фарфорового зверинца Августа Сильного. А два года спустя у руля самой мануфактуры встал граф Генрих фон Брюль – министр нового курфюрста Саксонии и польского короля Августа III, сыгравший заметную роль в развитии фарфорового производства. Следующее двадцатилетие стало «золотым веком» Мейсена – мануфактура в эти годы выпускала роскошные сервизы и изысканные фигурки на самые разные темы.
Генрих фон Брюль стал покровителем Кендлера, сам же граф был обласкан королем, который очень его ценил и осыпал всяческими милостями. В итоге граф буквально купался в роскоши. Он поражал современников своими роскошными костюмами и закатывал помпезные пиры, сравнимые лишь с королевскими. Обслуживал его роскошную жизнь огромный штат слуг, насчитывающий 200 человек. Среди них особенно выделялся один – графский портной, благодаря которому фон Брюль и прославился, как «лучше всех одетый человек». Портной был очень талантливым, обладал большим вкусом и безграничной фантазией, которые позволили ему создавать для графа уникальные наряды, каких не было ни у кого при дворе. Фон Брюль со своей стороны боготворил мастера – всячески расхваливал его и очень щедро платил за работу.
Довольно быстро портной и сам осознал свою исключительную ценность, возгордился и начал позволять себе вольности, недозволенные представителю его сословия. Вот тут и начинается история создания одной из самых забавных фарфоровых скульптурок Мейсенской мануфактуры.
Однажды портной сшил для фон Брюля такой потрясающий наряд для королевского приема, что граф пришел в невероятный восторг и предложил вместо денег исполнить любую его просьбу. Амбициозный портной решил не мелочиться и пожелал быть приглашенным на королевский обед, где присутствовали исключительно аристократы и титулованные дворяне и куда представителям его сословия путь был заказан. Просьба портного была откровенно дерзкой и невыполнимой, но раз граф пообещал, нужно было ее исполнить. И тогда был найден очень остроумный выход из положения, который подсказали забавные жанровые фарфоровые фигурки, ставшие в эпоху рококо очень популярными.
Генрих фон Брюль обратился к Кендлеру и поручил ему изготовить новую фарфоровую фигурку, изображающую его дерзкого портного. А мастер, судя по всему, был очень вдохновлен заказом, потому что исполнил просьбу графа с огромным мастерством, представив графского портного в торжество-ироническом виде. Фигуру потом действительно водрузили на обеденный стол Августа III. Таким образом граф и протоколы не нарушил, и просьбу портного исполнил – тот по сути оказался на королевском пиру, и, я уверена, очень позабавил всех присутствующих.
Для портного же это должно было послужить уроком: ни его талант, ни бесконечные комплименты, ни высокие гонорары не делали его равным графу, королю или любому другому представителю аристократических кругов. Он по-прежнему оставался лишь портным, который должен знать свое место и вести себя соответствующе.
И все же его дерзкая просьба подарила миру одно из самых восхитительных и забавных фарфоровых произведений XVIII века. Первый вариант «Портного графа Брюля» Кендлер изготовил в 1737 году, затем сделал несколько повторений разных размеров (сегодня маленький портной экспонируется в музее Императорского фарфорового завода, а большой – в Тверской картинной галерее).
Главный герой произведения – высокий и очень импозантный мужчина, изображенный торжественно восседающим на лохматом козле. Представителей аристократических кругов часто изображали верхом на роскошных породистых конях и уже здесь мастер дает понять, что перед нами не аристократ, а слуга аристократом себя вообразивший. И все же ничто не способно смутить этого гордого человека и даже на козле он полон чувства собственного достоинства.
Портной одет в роскошный костюм, сшитый из дорогих модных тканей с цветочным рисунком (в разных вариантах разных цветов) и украшенный золотой вышивкой и кружевами. На ногах его высокие ботфорты, в которых ноги выглядят очень изящными. Поверх костюма через плечо перекинута голубая муаровая лента с овальным знаком, на котором изображены ножницы, портновский метр и утюг. На голове портного напудренный парик с буклями и треуголка, а на носу модные пенсне, сквозь которые он надменно глядит на окружающих.
И хотя портной одет в парадный костюм, он прихватил с собой все свои швейные принадлежности – на красивых витых рогах козла висят большие портновские ножницы и утюг, на спине животного приспособлена цветная подушечка для булавок, а на боку – сумка с образцами тканей и тесёмок. С плеч портного, как модные аксессуары, свисают клубки ниток. В некоторых вариантах скульптуры лохматый козел тоже изображен с пенсне на носу, что усиливает иронию – пока сам портной хочет быть похожим на аристократа, козел под ним хочет быть похожим на модного портного.
«Портной графа Брюля» – одна из самых известных работ Кендлера, которую Мейсенская мануфактура продолжала изготовлять и в течение всего XIX века. Сегодня фигурка представлена во многих музейных коллекциях и нередко появляется на различных аукционах.
Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.
С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!