Витебский вокзал стал первым общественным зданием в Петербурге, построенным в стиле модерн, и по праву считается чудом архитекторской и инженерной мысли. Он красив и функционален, продуман до мелочей!
В Википедии сухо без эмоций, а по другому и быть не может, написано:
Витебский — первый вокзал в Петербурге и России, носивший после открытия название Санкт-Петербургского, с 1900 года стал называться Царскосельским вокзалом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. В 1918 году был переименован в Детскосельский, одновременно с переименованием Цапского Села в Детское Село. В 1920-х годах в справочных изданиях иногда встречается двойное название Детскосельский (Витебский), а в 1935 году вокзал получил название Витебский.
Автором и строителем железной дороги был профессор Венского политехнического института Франц Антон фон Герстнер. А уже через полтора года, а именно 30 октября 1837 года, состоялось её торжественное открытие. По этой дороге первым проехал сам император Николай I, а машинистом в той поездке был ее автор и строитель.
На Витебском вокзале мне приходится бывать чаще чем на других вокзалах. Именно сюда прибывают электрички из Павловска, в который мы с супругом перебрались 10 лет назад из центра Санкт-Петербурга. Захотелось тишины, умиротворения и прогулок по многочисленным ухоженным паркам Царского Села и Павловска.
Современник приглашает своих современников прогуляться по Витебскому вокзалу.
Но сейчас не об истории, сейчас - о красоте и гармонии вокзала.
Особое значение в интерьере вестибюля имеет лестница, которая разделяется на два марша, распределяя пассажирские потоки. Лестница обрамлена мраморными перилами с декоративными бронзовыми вставками. Широкое применение нашли мрамор, бронза, художественная ковка, витражи, зеркала и картины.
На верхней площадке лестницы установлен бюст императору Николаю I. В Советский период на его месте стоял бюст Ленину.
На вокзале часто проходят концерты. График мероприятий размещают на стенде в Световом зале.
Широта и простор Светового зала, который просто залит светом. Значительная площадь потолка выполнена в виде застеклённой двускатной крыши.
Боковая винтовая лестница, ведущая с первого этажа в Световой зал служила для подъема багажа пассажиров. Она целиком выполнена из металла. Здесь особенно четко выявляется сочетание конструктивной и декоративной роли этого материала.
Ажурная ковка - фишка Витебского вокзала. В разных вариациях она присутствует везде! Металлические кованые и литые орнаменты решеток, лестниц и светильников поражают бесконечными вариациями изогнутых линий, столь любимых модерном.
Сколько бы раз я не оказывалась на Витебском вокзале, испытываю одинаковые ощущения восторга. Вызывать такие чувства и было одной из главных задач модерна: преобразить быт, повседневность, превратить любое пространство в эстетическую среду, которая должна окружать человека.
Даже чисто функциональная постройка, как вокзал, - это тоже изменение реальности. Красота и функциональность превращаются в шедевр архитектуры.
Подпишитесь, если было интересно: Современник
До новых встреч!