Найти тему

Самый лучший, самый первый. Витебский вокзал в Санкт-Петербурге.

Витебский вокзал стал первым общественным зданием в Петербурге, построенным в стиле модерн, и по праву считается чудом архитекторской и инженерной мысли. Он красив и функционален, продуман до мелочей!

Витебский вокзал. Фото автора
Витебский вокзал. Фото автора

В Википедии сухо без эмоций, а по другому и быть не может, написано:

Витебский — первый вокзал в Петербурге и России, носивший после открытия название Санкт-Петербургского, с 1900 года стал называться Царскосельским вокзалом Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. В 1918 году был переименован в Детскосельский, одновременно с переименованием Цапского Села в Детское Село. В 1920-х годах в справочных изданиях иногда встречается двойное название Детскосельский (Витебский), а в 1935 году вокзал получил название Витебский.

Автором и строителем железной дороги был профессор Венского политехнического института Франц Антон фон Герстнер. А уже через полтора года, а именно 30 октября 1837 года, состоялось её торжественное открытие. По этой дороге первым проехал сам император Николай I, а машинистом в той поездке был ее автор и строитель.

Франц фон Герстнер. Фото автора
Франц фон Герстнер. Фото автора

На Витебском вокзале мне приходится бывать чаще чем на других вокзалах. Именно сюда прибывают электрички из Павловска, в который мы с супругом перебрались 10 лет назад из центра Санкт-Петербурга. Захотелось тишины, умиротворения и прогулок по многочисленным ухоженным паркам Царского Села и Павловска.

Современник приглашает своих современников прогуляться по Витебскому вокзалу.

-3

Но сейчас не об истории, сейчас - о красоте и гармонии вокзала.

Особое значение в интерьере вестибюля имеет лестница, которая разделяется на два марша, распределяя пассажирские потоки. Лестница обрамлена мраморными перилами с декоративными бронзовыми вставками. Широкое применение нашли мрамор, бронза, художественная ковка, витражи, зеркала и картины.
На верхней площадке лестницы установлен бюст императору Николаю I.  В Советский период на его месте стоял бюст Ленину.

Фото автора
Фото автора

На вокзале часто проходят концерты. График мероприятий размещают на стенде в Световом зале.

Стенд с графиком мероприятий на месяц. Фото автора
Стенд с графиком мероприятий на месяц. Фото автора

Фото автора
Фото автора
Световой зал. Фото автора
Световой зал. Фото автора

Широта и простор Светового зала, который просто залит светом. Значительная площадь потолка выполнена в виде застеклённой двускатной крыши.

Винтовая лестница. Фото автора
Винтовая лестница. Фото автора

Боковая винтовая лестница, ведущая с первого этажа в Световой зал служила для подъема багажа пассажиров. Она целиком выполнена из металла. Здесь особенно четко выявляется сочетание конструктивной и декоративной роли этого материала.

Фото автора
Фото автора

Ажурная ковка - фишка Витебского вокзала. В разных вариациях она присутствует везде! Металлические кованые и литые орнаменты решеток, лестниц и светильников поражают бесконечными вариациями изогнутых линий, столь любимых модерном.

Лифт. Фото автора
Лифт. Фото автора
Платформы вокзала. Фото автора
Платформы вокзала. Фото автора

Сколько бы раз я не оказывалась на Витебском вокзале, испытываю одинаковые ощущения восторга. Вызывать такие чувства и было одной из главных задач модерна: преобразить быт, повседневность, превратить любое пространство в эстетическую среду, которая должна окружать человека.

Даже чисто функциональная постройка, как вокзал, - это тоже изменение реальности. Красота и функциональность превращаются в шедевр архитектуры.

Подпишитесь, если было интересно: Современник

До новых встреч!