С позиции сегодняшнего дня уже вполне можно подвести как общие,так и частные итоги того,чем же был на самом деле американский кинематограф с 1980-го по 2001-й годы,и какова была его роль и значение как тогда,так и относительно предыдущего и последующего времени.Все мы помним тот шквал видеопродукции обрушившийся на потребителя с 1987-го по 2000-й годы,все мы помним как испарилось советское кино в течении трёх лет,но мало кто задумывается над базовыми причинами такого поворота дел и мало кто анализирует глубинные составляющие подобных процессов. Пережив общеизвестный ярмарочно-балаганный и чисто развлекательный период своего развития в 1900-1930-м годах,голливудское кинопроизводство вступило в так называемый "золотой период"своего развития 1931-51-го(кто-то называет 1931-61-го) годов,что ,на самом деле,является неочевидным и "притянутым за уши"утверждением. И немецкое(до 1943-го г.)и французское ,и полностью закрытое советское кино 1930-40-ых гг.переживало не меньший бум,со своим тщательно поддерживаемым кинопроизводством,своими доморощенными кинозвёздами и с достаточно умеренным и не решающим влиянием голливудского ширпотреба(и даже его шедевров).С 1950-ых годов и началом качественного цветного кино,данные тенденции ещё более усилились.Франко-итальянский кинематограф переживал в 1950-70-е гг.период своего наивысшего расцвета и авторитетности,кино же СССР с 1955-го г.также было вполне себе оригинальным и самодостаточным. Американский кинематограф периода 1950-75-го года,буквально за единичными исключениями,не мог похвастаться ни оглушительными спецэффектами,ни "непревзойдённым"экшеном,ни,зачастую,даже безупречной операторской работой. С.Пекинпа и С.Кубрик произвёли на всех огромное впечатление своими "Космической Одиссеей"и "Дикой бандой"67-го и 69-го гг.,но посмотрите как они устарели уже к середине 80-ых!Большая половина голливудских фильмов любого жанра 1950-75-го гг.представляет из себя заклишированные шаблонные произведения,с тошнотворной предсказуемостью сюжета,нудной динамикой,кукольными персонажами и операторской работой ничем не превосходящей европейскую.Кино 1960-70-ых медлительно,спецэффекты и операторка грубы,а вместо крови не стесняясь применялась розовая краска. Любая американская посредственность до 1980-го выезжала только на отличном качестве плёнки,а эротикой можно было потрясти только засунутого в аскезу советского зрителя,но никак не западно-европейского или азиатского,объевшегося ею в избытке.
Но именно с появлением отряда талантов"Нового Голливуда"с конца 1960-ых гг. положение дел стало меняться буквально на глазах.Фильмы"Дуэль(71 г.); Французский связной(71 г.);Экзорцист(73 г.);Мир Дикого Запада(73 г.)"и "Челюсти"(75 г.)были просто феноменальны,и невероятны по качеству съёмок и исполнения,произведя целую революцию в соответствующих направлениях и вообще всём кинематографе.Вы можете назвать хотя бы десяток актёров и столько же актрис США 1960-70-ых гг.общеизвестных и популярных во всём мире и в СССР в частности? Тейлор с Монро с одной стороны и Иствуд,Бриннер, Дуглас с Брандо с другой,но это разве может сравниться с тем,что понеслось с 81-го? С начала 1980-ых налицо были совершенно новые тенденции и это сказалось очень скоро.Как и в экономике,в кинопроизводстве США 1975-85-го гг.был совершён технологический рывок,оставивший далеко позади всех конкурентов из Европы,не говоря уже про Азию. Уровень спецэффектов, операторского мастерства и технической оснащённости вырос буквально в разы,не оставив ни единого шанса советскому кино,моментально рухнувшему после снятия защиты в 87-м.К 1984-у г.в кинематографе США образовался целый пласт актёров и актрис быстро получивших общемировое признание и узнаваемость,и задвинувших в чулан отечественных лицедеев во всех странах. Уровень голливудского кино поднялся к 1985-у буквально на недосягаемую высоту,приковав к экранам миллионы зрителей.Американское кино 1983-го г.приобрело ярко выраженный космополитично-универсальный характер, "войдя в каждый дом" с общечеловеческими проблемами и "совершенно родными"типажами актёров высшей лиги и сериалов. И всё это носило отчётливые тенденции по возобновлению актёрских рядов,когда на место ушедшего персонажа тут же приходил полностью подготовленный другой.С выходом "Терминатора 2" Голливуд достиг поистине "космических масштабов", став неоспоримым лидеров в области съёмок и спецэффектов.Уже с конца 1980-ых и все 90-е всё европейское и советское кино лежало в глубочайшем нокауте,отдав всю поляну голливудскому экрану.Именно этот период 1984-2004-го года и был настоящей "золотой эрой"Голливуда,когда американское кино безраздельно доминировало во всём мире,движением мизинца отшвыривая любые попытки конкуренции.
В 1990-е Голливуд смог позволить себе снимать кино в любом количестве и во всех жанрах.Распоследние "В"-шные боевики с картонными диалогами,игрой и клюквенными сюжетами снимались без счёта сотнями,с самыми современными спецэффектами и оборудованием,на плёнке о которой Мосфильм с Ленфильмом могли мечтать только во сне,и с таким количеством пиротехники,которой советской киностудии хватило бы на пятилетку.Треш-фильм "Шестиструнный самурай"98-го г. был снят на выброшенной киноплёнке,превосходящей качеством любую советскую и совершенно равной любой французской 70-80-ых.Громадный массив американской кинопродукции разделился примерно на десять жанров, полностью насытив каждый из них соответствующими произведениями.С 1983-го года в этой индустрии было занято не менее 2-х млн. человек. Приблизительно с 1987-го г.наступило время господства "эпохальных" типажей,включавших в себя до двухсот актёров и столько же актрис голливудской высшей лиги,получивших общемировое признание и популярность,и гарантированно обеспечивающих кассовые сборы с каждого своего фильма во всём мире( и это не считая жанровых тематических кинохитов,с "безымянными"исполнителями,регулярно выдаваемых на кассетах и больших экранах).Не 1930-50-е,а 1990-е были "серебряно-золотым"веком Голливуда,позволив полностью реализоваться тысячам специалистов занятых в этой сфере. И лишь с распространением Интернета и расползанием технологий после Миллениума наметились обратные тенденции ,ставшие явью уже к 2010-у году.Спецэффекты и плёнка(а затем и "цифра")стали общедоступными. Трюк со "второй волной родных типажей" в начале 00-ых больше не прошёл.Мало того,что европейское и постсоветское кино вышли из нокаута,его догнало японо-корейское кинопроизводство,бывшее до этого тем же,чем индийское у себя.Старение режиссёров и сценаристов также сделало этот процесс необратимым, приведя таким образом почти к совершенно немыслимому ранее выравниванию общемирового киноуровня по всем континентам.
Далее нам совершенно необходимо остановиться на рассмотрении значительного количества шаблонов и штампов присутствующих в американском кино до сих пор,но совершенно не замечавшихся никем в "золотую эру"1985-2000-го. Вся прекрасная и роскошная жизнь в самых счастливых и положительных картинах Голливуда буквально пронизана и прострочена непереходимыми и незыблемыми "священными камнями" американской жизни,становящимися заметными только пристальному взгляду придирчивого наблюдателя. Жизнь в глубинных и депрессивных районах США ничем не отличается от тех трущоб,которые они специально выискивают в Европе. "Спальные районы"и социальные многоэтажки в Соединённых Штатах встречаются только в Нью-Йорке и Чикаго и более нигде и никогда(то есть там есть только сегменты "клоповников",частного сектора,отелей,элитного жилья и более ничего).Кровавый опыт Пруитт- Айгоу навсегда отбил охоту на "спальные многоэтажки" у всей Америки,так как это не было советское "заводское жильё",а каменные джунгли для сброда отовсюду,где чёрные и цветные сразу начинали резать и насиловать белых на этажах в лифтах,а белые отстреливаться от них. "Я никогда не знал,что люди так разрушительны",-сказал Ямасаки-архитектор Айгоу и Башен Близнецов.Именно поэтому и родилась легенда об"Американской мечте"и США навсегда перешли на частный сектор,лишь бы быть подальше от кровавых лабиринтов каменных коробок. И что же мы видим далее? Все до единого американские дома стоят совершенно без заборов, с,в лучшем случае, немного огороженным задним двориком (про трейлерные гадюшники мы вообще умолчим).В любом американском частном доме,в том числе и в домах за миллион долларов,стоят такие входные двери,какие в Европе ставят на летних садовых верандах или теплицах. И "беззаборность" ,и хлипкие дверки есть ни что иное ,как давно укоренившееся презренное пуританское позёрство,как в протестантской деревне 17-го века(типа:"У нас в общине скрывать нечего!").Большинство домов "американской мечты"сделано из досок,фанеры и сайдинга,именно поэтому их сдувает как бумагу при торнадо.Всё это сделано ,чтобы дверь могла вышибаться"с ноги" американскими силовыми и фискальными структурами,что и с удовольствием частенько демонстрируется во многих фильмах.Все дома строят только и исключительно строительные компании, сами же американцы не имеют права самостоятельной постройки,как не имеют права на выращивание овощей на огороде. Именно поэтому и встречается поговорка,что"американцы весь год живут на дачах".Каменные и бетонные усадьбы могут позволить себе только миллионеры и миллиардеры,и они тоже без забора(!).И в голливудских кинофильмах,и в реальной жизни,у мультимиллионеров и мафиози ,в виде исключения, бывают КПП на въезд или несколько специальных "нейтральных" участков вокруг(как сделал недавно Цукерберг).Исключения также составляют отдалённые лесные фактории из срубов (и тоже без заборов)в которых живут бывшие сенаторы и снайперы.Всё это говорит о том,что США давно уже не свободная страна и наличие там огромного количества оружия на руках лишь усугубляет ситуацию,где в беззаборный дом с дверью от теплицы ворвётся любой бандит и псих,а ему потом дадут срок в 1000-у лет-отличная логика!
Далее необходимо затронуть тему эротики в американском кино 1980-90-ых.То,что считалось лёгкой порнографией в 60-е стало само собой в 90-е,и в категории"В" в первую очередь. Минимум в каждом седьмом фильме стали присутствовать "постельные сцены",доходя до "большой жёсткости" чуть ли ни в половине показов.В каждом третьем боевике какой-нибудь детектив спокойно заходит в беззаборный особняк,где в бассейне моется голая дама,сразу же вступающая с ним в интим "в рамках расследования".С начала 1980-ых заводы и производство не показывается в американском кино более нигде и никогда вообще,а всё всегда происходит либо в частном секторе,либо в учреждениях,либо в общеизвестных по планировке офисах,где целые толпы планктона занимаются"горяче-холодными" продажами или финансовой спекуляцией(иногда ещё и спариваясь перед зрителем после работы).Образование направлено только на обучение в колледжах и университетах,и неполучение оного смело означает жизненный"смертный приговор" ,либо невыносимую работу с "мексиканобайтерами"на нижних этажах социума.Таким образом банки и система вузов с их наживой и есть "двигатель прогресса" американского общества после 1980-го г. и до сего дня,и без этого США моментально опускаются на уровень 1973-го г.с соответствующей численностью населения. Вечно озабоченный и зомбированный потребитель и есть двигатель так называемой "рыночной экономики",без которого она сразу замирает в стагнации. В подавляющем числе голливудских фильмов в начале действа показана большая кухня в "доме американской мечты"(беззаборном и с дверями от веранды),где с утра происходит словесная пикировка членов счастливого семейства,глава которого едет спекулировать в офис,а мать семейства ,в свою очередь,на какую-нибудь работёнку в медицине(где не лечат,а зарабатывают),либо в сфере услуг,делая кривое одолжение таким же как она. Детей американцы заводят вообще непонятно зачем,так как вместе после совершеннолетия категорически жить не принято(это конченные лузеры),"семейных гнёзд" практически также нет(все постоянно меняют ПМЖ),а родители ,по любому, с Альцгеймером загремят в дом престарелых(сам же "Альцгеймер" в США так распространён потому ,что всё население с 15-и лет на чём-то обязательно уже сидит). В большей половине американских семей детей воспитывать не умеют,страшный буллинг не видят в упор,а когда начинается переходный возраст,то обращаются как с горячими пирожками,которые невозможно взять в руки.
Во всех американских учебных заведениях зачем-то есть длинный коридор с железными шкафами по обе стороны(что туда кладут когда все ходят с рюкзаками?),об которые здоровые акселераты периодически шваркают ботаников и лузеров,чтоб потом спать с чирлидершами. Так зачем тогда американским семьям такие дети"для отчёта",когда надо жить раздельно, перспективы в VUCA-мире минимальны,а план по рождаемости и без их помощи перевыполнят гости из Мексики и "афроамериканцы" , припеваючи живущие на криминале и пособиях? Кино США было неотъемлемой частью жизни мирового сообщества в период 1983-2005-го гг.,став почти "одним из нескольких"сейчас,потеряв свои позиции по очень многим пунктам.Спецэффекты превратились в Марвеловский детсад, боевики в пародии на самих себя,а эротика давно убита порно по интернету. Мелодрамы опошлены реальной жизнью,детективы нивелированы паноптикумом видеонаблюдения,а исторический жанр превратился в безвкусный кич. "Простому потребителю" остались интересны только вещи типа "Игры в кальмара"(что и предрекалось "Бегущим человеком"),и фильмы про чью-то тяжёлую жизнь,где человек наслаждается терзанием других,как официант после работы пришедший в ресторан погонять другого официанта. И кино,и музыка,и спорт,и все "зрелища"вообще давно уже "пересилили себя" ,рухнув под собственной неподъёмной тяжестью невиданного изобилия произведённой продукции.И обычный среднестатистический зритель лишь с трудом успевает следить за новинками,давно предав забвению прогремевшие когда-то кино-музыкальные шедевры.