Картина третья получается. И не то, чтобы я собиралась писать и вторую. Однако ж - не смолчать.
А вот эта оперная новинка из Рима может понравиться тем, кому не «зашли» последние постановки «Война и мир» в Баварской опере и «Борис Годунов» в Токио, кто назвал их «новоделом» и даже «бредом».
Посмотрим, что нам приготовили апологеты классического подхода. Вдруг порадуют?
«Аида» Джузеппе Верди в Римской опере - Teatro Dell’Opera Di Roma (трансляция online доступна с 7 апреля 2023). Постановка Davide Livermore.
Декорации минимальны. Главная сценическая «находка» - экранные проекции. Местами очень удачные: много «золота» и тумана - одни грезы. Декораций ноль. Или почти ноль. Костюмы блестящие (в смысле много парчи, люрекса и пайеток).
Кордебалет и хореография весьма и весьма любопытны, достойны. Но не Большой театр, не Большой…
Оркестр громок, уверенно перекрывает голоса солистов. Любят Верди в Италии. Звучит оркестр, одним словом. Оркестр Teatro dell'Opera di Roma Orchestra, дирижер Michele Mariotti.
Солисты. О, это отдельная песня. Все певцы обоего пола (кроме одной - в партии Амнерис) 60+. Выбор режиссера, однако. Он тоже «так видит» молодых и пылких любовников. Это я в защиту «новоделов» (упомянуты выше), ну, вы догадались.
Аида, дочь эфиопского царя Амонасро, юная принцесса, ставшая по воле случая египетской рабыней. Она здесь с двойным (!) подбородком. С легендой на красавицу-принцессу и пленительную юность не ассоциируется. Увы. Но какое сопрано (Krassimira Stoyanova, болгарское сопрано) - заслушаешься!
Полноты ради замечу, пять лет назад (в 2017 г.) Красимира пела с успехом Аиду в Метрополитен опера. Партия вокально богатая и сложная. Но вот образ в Риме…, а если учесть еще неизбежный наезд камеры при online трансляции?..
У Амнерис (Ekaterina Semenchuk, российско-белорусское меццо-сопрано), соперницы Аиды за сердце Радомеса, грудь буквально навыкате и подпирает подбородок. Так сделано костюмерами? Или это опять оптический обман, «наезд камеры»? Или я придираюсь?..
Заметим, Екатерина Семенчук прекрасная и опытная певица и на партию Амнерис ей везет. Это она пела в знаменитой постановке «Аиды» на Зальцбургском фестивале, в дуэте с неподражаемой Анной Нетребко. Это был фурор. Две звезды.
Нарисованные брови на бледном лице у военачальника Радомеса (Gregory Kunde, американский тенор) жалкие, почти арлекинские. Даже не веришь, что он сейчас в бой пойдет и за ним пойдут вооруженные соплеменники.
…Собственно, писать больше нечего.
«Нет иллюзий — нет и разочарований»(японская пословица, если что).
Можно, как говорил профессор Преображенский, смело приезжать ко второму акту и просто наслаждаться музыкой великого Верди. Потому что Верди всегда побеждает, даже двойной подбородок «юной дивы» и прочие телесные атрибуты солистов. Условный жанр эта опера. Чего привязались? Впрочем, кажется, либретто можно и не читать. Ребусов нет. Приходи в оперу, сиди и слушай музыку да голоса. Они тебе все и поведают, не обманут. Это вам не «Летучий голландец» в Перми в постановке Богомолова - вот где ребус в кубе. Действие перенесено в Сибирь, 1993 год: серийный убийца, «заработчане» и девки в бане. При этом поют все по-немецки классический текст оперы. Триллер. Заслушаешься - не заметишь летящего времени. И Вагнера, впрочем.
***
Второй акт. Во втором акте обе «соперницы» из шедевра Верди в дуэте и вовсе выглядят грозно и устрашающе: «Твоя любовь - это твоя смерть! Устыдись, рабыня!..» И так далее. Самурайки чистой воды. И все в парче. Оркестр гремит литаврами.
«Все счастливые семьи счастливы одинаково», как и традиционные оперные постановки. Истинно, говорю я вам. «Только что плакавшая ворона уже смеётся» (японская мудрость).
Душный безводный Египет. «Аида» эта римская почти такая же: не волнует…
Из личных открытий.
Раньше думала, «Аида» - это исключительно про всепобеждающую любовь - история эта была найдена в египетских манускриптах, вдохновила Верди (он писал эту оперу по заказу египтян, за деньги то есть).
В римской «Аиде» сезона 2022-2023 ясно ощутим другой план - военный. В Египте идет затяжная война на границах с Эфиопией… Устали все?..
«Смерть захватчикам. Вернёмся с победой!» - поют мобилизованные египтяне. И ведь, как теперь кажется, поют они это не случайно.
Аида, дочь царя Эфиопии, египетская рабыня, влюбленная в талантливого военачальника, что ведет свою армию, дабы разгромить войско Эфиопии - отчизны прекрасной Аиды, поразить и унизить ее отца и братьев.
Разбитое сердце. Горе. Уже не горе древнего Египта или Эфиопии. Глобальное горе. Так считываются смыслы: все дети Бога, все достойны сострадания и участия… Как можно пережить такое, если ты в центре трагедии?..
«Победа над моим отцом, над моими братьями?!» Мольба Аиды о гибели египтян…
Человеческая трагедия, современная, раскрывающаяся в полный ее исполинский рост.
…А вторым планом на сцене идут спиритические танцы балетных. Это сделано очень хорошо, графично, отвлекает: полная аллюзия на Древний Египет: жесты, позы. Античный рок.
…И здесь поет хор: «Слава!»
Славу Египту поют.
Хороший жанр опера, патриотический, не промахнешься с выбором - везде тебе поют славу.
«Боги, победу дайте нам,
гибель врагам пошлите!
Бог, ты наш покровитель,
ты не дашь победить врагам»,
- мощно изрекают жрецы, Радомес и Рамфис.
И вот из глобального мира в частный переход.
Дуэт Аиды и Радомеса. «Прощай, земля, где мы так долго страдали.
Теперь разлука больше нам не страшна,
соединим мы навеки сердца.
Как далеки от нас земные печали!
Летим туда, где счастью нет конца,
летим туда, где светлой жизни нет конца...»
И им эхом вторит несчастная и тоже любящая египтянка Амнерис, дочь могущественного фараона. Разбитое сердце…
Невольное предательство Радомеса, утратившего в пылу страсти военную бдительность, раскрыто. Его ждёт казнь - заточение в пещере. Туда же тайно проникает Аида, заранее сердцем почуяв судьбу заживопогребенного любимого…
Аида по своей воле разделяет судьбу Радомеса - долгую и мучительную смерть в пещере. Принцессе Эфиопии без любимого другая судьба не нужна.
А Амнерис?.. А Амнерис поет:
«Молю вас, боги,
ему пошлите своё прощенье,
дайте ему в небесах покой!»
Троица, где жертвенно и по-настоящему любят все. Где еще такое?
***
И все же «Аида» - это опера про
Любовь. Не про войну и ее коллизии и славы.
Ни трон, ни слава, ни позор, ни войны - ничто перед любовью.
Только за одно это стоит слушать «Аиду» на всех сценах мира. Рок. Но не мрачный. Смерть в любви, во имя любви - счастливое забытье после житейских бурь и несуразиц.
***
А какую «Аиду» слушать? Как традиционную постановку? Как новодел? Не знаю. Пусть цветут все цветы - мой вердикт. Каждый найдет свое. Перед Верди не устоит никто.
«Аида» - вершина оперного жанра. Выше нет. Если можно употребить слово «шлягер» к оперному искусству, оно здесь будет уместно. В этот раз из Рима.
©️Мила Тонбо 2023
P.S. Программа
оперы «Аида». Teatro dell'Opera di Roma Orchestra, Рим
Aida Krassimira Stoyanova
Amneris Ekaterina Semenchuk
Radamès Gregory Kunde
Amonasro Vladimir Stoyanov
Ramfis Riccardo Zanellato
The King Giorgi Manoshvili
High Priestess Veronica Marini
A messenger Carlo Bosi
Chorus
Teatro dell'Opera di Roma Chorus
Orchestra
Teatro dell'Opera di Roma Orchestra
Music Giuseppe Verdi
Text Antonio Ghislanzoni
Conductor Michele Mariotti
Director Davide Livermore
Movement Director Davide Livermore
***
Другие отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли (а также киноновинки) отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) в подборке «Театральная гостиная»