Если бы не надпись на иконе: "СИЮ ИКОНУ ПИСАЛ ЗУБАМИ КРЕСТЬЯНИН ГРИГОРИЙ ЖУРАВЛЕВ, БЕЗРУКИЙ И БЕЗНОГИЙ", никто бы о иконописце Григории Журавлеве, не узнал. В 1963 году сербские реставраторы, заметившие это на иконе в память о Кирилле и Мефодии, решили выяснить не ошибка ли это, не подделка?
Его жизнь можно смело назвать подвигом, но более все таки это будет другое определение – свидетельством чуда. Перед работами этого мастера нельзя не содрогнуться. Каждого, кто смотрит на его удивительно талантливые рисунки, просто поражает великий талант живописца, а зная его непростую жизнь, заставляет удивляться его умению, не смотря ни на что, быть счастливым. Ангел Хранитель ему всегда помогал. Если хоть отчасти вы хоть в чем-то ограничены, да если даже полностью здоровы, вы тоже всегда обращайтесь к своему Ангелу Хранителю. Он поможет, подскажет, вразумит. Текст молитвы читайте здесь: https://t.me/molitvaikona/3456.
Более того, все его образы не рукотворны, ведь они не написаны рукой. Потому их считают благодатными. Еще будучи с детства он имел глубокую веру и большую силу духа. Будучи с рождения инвалидом, Григорий не отчаялся, без рук и без ног он сумел прожить радостную полную любви жизнь.
Понадобилось 110 лет, чтобы о нем узнал весь мир. Мультимедийные выставки прошли в 23 городах России. Все благодаря дочери и жене живописца, которые пришли к депутату с просьбой их организовать.
Для этого потребовалась целая операция. Полгода нужно было, чтобы все состоялось. А в селе Утевке Самарской области, где он родился, иконы, им написанные в храме Святой Троицы вообще решили отреставрировать. Однако настоятель храма не сразу согласился. Не позволял снимать со стен и тем более доставать их из под стекла. Единственное условие для этого должен быть только высокий специалист в этом деле. И такой нашелся. Им стал реставратор икон из музея Андрея Рублева, Максим Демин. Непросто было снимать их с 3-метровой высоты, аккуратно укладывать на специально постеленные ковры, и это в грозный ноябрьский мороз, когда на улице было минус 20, а в храме только 10.
У "профессионала» были "инструменты", совсем как у настоящего хирурга: скальпель, пинцеты, пластыри, зажимы, крошечные свёрла. Он настолько он видел "болезнь" каждой иконы, что разглядывая доски, мог четко сказать: где краска просто отошла, на чем именно она была писана, и даже что её грубо, как забор, пытались подкрасить, и даже какой именно краской. Видел сквозь века.
В тот день лежали полураздетые иконы на ковре. И видно было как пришлось по ним время и небрежное отношения людей.
В Утевке рассказывают, что во время войны из расписанных по жести журавлевых икон делали трубы для печей, паяли кастрюли. Словом, всё пускали на бытовые нужды. Много тогда сгинуло работ. У кого-то рука не поднималась уничтожить, кто-то с легкостью гнул, ломал и жег.
Реставратор настолько точно чувствовал иконы, что даже знал где фрагмент, а где целое полотно.
По преданию, весь храм Святой Троицы расписывал Григорий Журавлев со своими учениками. Причем безногого и безрукого художника в специальной люльке поднимали под купол, чтобы он выполнял самую сложную роспись по церковному своду. Мы спрашиваем, можно ли восстановить фрески. «Разумеется, — отвечает Максим. — Все, что не погибло вместе со штукатуркой, можно восстановить».
Младенчик, родившийся в простой крестьянской семье в 1858 году очень огорчил поначалу своих родителей. Мать, увидев вместо ручек и ножек обрубки, подумала, что Бог ее за что-то наказал с мужем. А соседи между собой называли его не жильцом. Крестный дядька Яким, который через 8 дней уже крестил крестника вообще удивился, что мол, "что это за робенок такой, один только рот". И только один батюшка верил, что это не жилец еще покажет всем, еще явит какой-то дивный промысел об этом ребенке.
Вся деревня жалели Гришеньку. Но жалеть не значит испытывать жалость, а значит любить всем сердцем. И каждый помогал как мог: кто вкусненьким угостит, кто старался помочь, сделать что-то доброе для него. А как отец его Кавказской войны не вернулся, вообще взялись за всю его большую семью. И огород засеивали, и земли вспахивали, и урожай собирали, а батюшка Василий вместе с отставным генералом князем Тучковым вообще не только материально помогали, но и приставили к нему лучших учителей. Он быстро научился писать, держал перо в руках так легко и свободно, что по просьбе соседей писал письма их родным или прошения чиновникам.
Необыкновенный талант юноши очень скоро дал о себе знать. И показал, что он не только Богом не обделен, а обладал явным талантом художника, который своим детским умом проникал в самую суть вещей и событий. Видел то, что не замечали окружающие. Чаще всего человек, имея хоть небольшой недуг, ропщет, показывает свое недовольство Богу. Но только не он. Чтобы этого избежать и вам, можете обращаться молитвенными словами преподобного Ефрема Сирина. Переходите и читайте вот эту молитву ко Господу: https://t.me/molitvaikona/5161.
Григорий, будучи мальчиком, ползал по двору и старался рисовать до на заборе прутик, то на песке по долгу людей, животных, растения… Картины его настолько поражали ум людей, да и рассуждения удивляли даже стариков, что были видно, что ребенок смотрел на Божий мир глазами зрелого человека, через свои страдания он понимал много, чего другие не могли видеть.
Как известно, если душа наполнена светом, она будет тянуться к Господу. Так и Григорий. Очень скоро и Гришу потянуло в Божий храм. Всё ему хотелось «покачать головой Матери Божьей».
Хорошо, что брат и сестра всегда были рядом, они возили его на коляске в маленькую Церковь, что стояла недалеко.
Его сквозь плотную толпу подвозили к каждой иконе, а к некоторым даже принимали, чтоб он тоже мог приложиться к ним.
Мальчик целовал иконы, а по лицу его струились слезы. Те, кто видел это и мог счастье наблюдать за ним, не могли не плакать, эти слезы очищал их души.
На этом его развитие таланта не остановилось. Князь Тучков, видя непростые способности мальчика, имея милость и доброту постарался направить его на учебу Самарскую гимназию.
Там сначала одногруппники его сторонились, не хотели дружить с «обрубышем», но видя его веселый характер и острый ум, полюбили его, не обижали. Учеба была ему в радость, он успешно закончил гимназию.
Следующей ступенью к его мастерству была иконописная мастерская Алексея Сесяевого. Он там сидел за специальным столиком. Ради него приделали кожаные ремни, которыми пристегивали художника к столу. Он зажав в губах кисть с головой погружался в совсем иной мир, мир светлых духовных переживаний, благодаря которым уже в скором времени на простой кипарисовой доске в ярких красках рождалось Святой Квангелие. Образы за образом, икона за иконой выходили из под его "инструмента", данном ему от Богу таланту.
Ему потребовалось 5 лет, 5 упорных суровых лет, чтобы научиться уверенно писать иконы и даже расписывать храмы.
Не каждый знает, что даже купол церкви Святой Троицы в Утевке был расписан именно Григорием. Его положили в специальную люльку и он писал до неистовой боли. Вы, не представляете но после 2-3 часов непрерывной работы мышцы его лица так сжимались, что нельзя было вытащить кисть из рта. Сильный спазм челюстных мышц не давал ему разжать зубы.
Более того, его губы кровоточили, передние зубы были стерты до самых корешков, ужасно болели, а лопатки и затылок были все в кровавых язвах от долгого пребывания в лежачем состоянии.
Но сила духа его велика. Это был подвиг всей его жизни. Григорий делал это с радостью, не для корысти.
А с какой нежностью и трепетом он обращался к людям. Одно письмо адресованное цесаревичу Николаю, будущему Российскому императору это доказывало:
"От всего моего сердца прошу принять икону Спасителя и Чудотворца Николая, которую я написал ртом, а не руками, по причине того, что по природе своей не имею силы и движения в руках и ногах своих.
Покорно прошу принять эту икону, от всей моей души и любви. Я написал сии иконы по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня, калеку на Свет Божий по Замыслу Своему!"
Человек, родившийся без рук и ног, по всем земным понятиям, должен был бы быть «несчастнейшим из людей», но жизнь Григория Журавлева, всем сердцем любящего Христа и принявшего Его волю, стала в православном мире явным воплощением духовного закона: «Сила Божия в немощи совершается».