Найти тему
12,1K подписчиков

О РЕКЛАМЕ

101 прочитал

...которая бывает разной.

Пообщался вчера с московскими патриархами рекламы, маркетинга и политтехнологий, вспомнил старенькое и себя молоденького, вспомнил ныне покойного Мишу Лесина (того самого Михаила Юрьевича, с которым с 1992 года у нас были дружеские и партнёрские отношения) — и вспомнил, пожалуй, самый известный его проект.

...которая бывает разной.

Минифильмы цикла "Всемирная история" позиционировались как реклама банка "Империал", но в моём представлении имели мало общего с рекламой: это было кино. Запоминающимися роликами в 1992 году начал строить свою кинокарьеру казахстанский дизайнер и театральный художник, нынешний знаменитый российский и американский кинорежиссёр и продюсер Тимур Бекмамбетов.

...которая бывает разной.-2

Денег у банка куры не клевали; понты — пардон, имиджевая составляющая — интересовали его гораздо больше прикладного эффекта. Нахальную идею дорогущей экранизации исторических анекдотов с минимумом компьютерной графики породили Миша как глава рекламного агентства-гиганта "Видео Интернешнл" и его креативнейший сотрудник Володя Перепёлкин, которому дозволялось всё, что угодно, — лишь бы творил. Миша выступил не только продюсером, но и автором сценариев, а Тимур пять лет выпускал фильм за фильмом, наращивая мастерство.

В результате каждый россиянин и даже олени в тундре знали название банка, но известность принесла ему куда меньше пользы, чем рекламистам. Спустя 20 лет после выхода первого ролика, в 2012 году, на Московском международном фестивале рекламы "Всемирную историю" от банка "Империал" признали лучшей рекламой в новой России. Рекламисты снова прорекламировали и наградили себя...
...тем более, банка к тому времени уже давным-давно не было. Через год после выхода в эфир последнего ролика у "Империала" первый раз отозвали лицензию, а ещё лет через пять-семь — как раз в пору настоящего расцвета режиссёра Бекмамбетова — он окончательно обанкротился.
Вспомнил я и другой случай, из более давней рекламной практики американцев. В Штатах понты воспринимаются и применяются, армейским языком говоря, гораздо более иначе.
Ридли Скотт, известный режиссёр фильмов "Чужой", "Бегущий по лезвию", "Ганнибал" и многих других, в 1983 году снял рекламный ролик по заказу никому не известного предпринимателя. Получился у него минутный кинофильм, который отсылал зрителя к роману "1984" Джорджа Оруэлла. То есть исполнитель обращался к продвинутой публике и, очевидно, не без указания заказчика, но в любом случае с его согласия связал объект рекламы с нашумевшей антиутопией...
...в том числе потому, что выпуск ролика приурочили к началу 1984 года. Его действительно показали огромной аудитории во время трансляции игр Суперкубка по американскому футболу, причём именно как кино — лишь дважды: 31 декабря 1983 года и 22 января 1984 года.
Осенью 1983-го на закрытой презентации рекламного ролика Ридли Скотта выступил заказчик — некто Стив Джобс. Минифильму предстояло анасировать поступление в продажу первого компьютера "Макинтош".
Сегодня рассказывать о продукции фирмы "Эппл" нужды нет — лишь добавлю, что реклама выиграла гран-при фестиваля "Каннские львы" и была признана классикой, а некоторые специалисты называют ролик Скотта лучшей рекламой всех времён и народов.
Так маститый режиссёр помог будущему властителю дум гаджетозависимой части человечества, сделав экранизацию эпохального романа в коммерческих целях, и привязал знаковое произведение литературы к знаковому событию в мире компьютеров.

И, наконец, больше 30 лет спустя, в 2015 году американская сеть кафе Ben&Jerry’s спародировала исторический рекламный ролик Скотта. Версия называлась "4.20" и анонсировала начало продаж мороженого с марихуаной, запланированное на 4.20, — так в США записывают дату 20 апреля.
В некоторых североамериканских штатах недавно легализовали марихуану для медицинского и рекреационного употребления. В аптеках и магазинах ею уже торгуют; сеть общепита стояла на очереди.
Мороженое сделали похожим на популярное латиноамериканское блюдо "буррито" — мясную нарезку, которая завёрнута в лепёшку наподобие шавермы, — и остроумно назвали новый продукт BRRR-ito.
Целевую аудиторию угадать несложно.
Всем приятного просмотра и приятного аппетита.