Более месяца назад, когда весна еще только-только начинала заявлять о себе мы с вами рассматривали "весенние" полотна русских художников:
Теперь, когда яркое время года уже вступило в свои права, я готов вам показать очередную сезонную подборку картин, где вы увидите позднюю весну, когда природа уже проснулась и свежая листва вместе с цветущими деревьями радует наш взор.
Начнем, пожалуй, с двух полотен учителя и ученика, схожих по композиции, да и созданных практически в один и тот же временной период. Учеником здесь выступает любимый многими Исаак Ильич Левитан:
Эту жизнеутверждающую картину художник напишет в непростой период своей жизни: несмотря на успешное обучение Левитанов (да-да, если вы еще не знаете, у Исаака был брат) в Московском училище живописи и ваяния, материальное их состояние было крайне затруднительным. Это наложилось еще и на смерть матери молодых художников, а вскоре они потеряют и отца. Тем удивительнее смотрится эта картина, учитывая те невзгоды, которые претерпевал в то время Исаак Левитан.
А учителем, как вы, наверное, уже догадались, выступает Алексей Кондратьевич Саврасов:
Академика и преподавателя уже в скором будущем тоже ждала непростая судьба, впрочем об этом я вам как-то мельком уже рассказывал. На обеих картинах мы видим позднюю весну в русских деревеньках, коих немало на территории нашей страны и сейчас. Только что появившаяся свежая листва жадно впитывает солнечные лучи, заряжаясь от энергии солнца.
Далее перейдем к картине, на которой Иван Иванович Шишкин изобразил то, что и положено "царю леса", то есть, собственно, лес в весенний период. Снег уже наконец-то весь растаял, снабдив ручей изрядным количеством воды. Свежую, светло-зеленую листву мы с вами наблюдаем и на этой картине:
Кроме того в кронах деревьев виднеются жилища птиц, которые, возможно, уже обжиты или вот-вот примут новых своих жильцов. В общем перед нами то, что так любил изображать Шишкин - лесная идиллия без присутствия следов человека.
Нечто подобное мы видим с вами и на следующей картине Николая Никаноровича Дубовского. Быть может, только чаща леса не такая густая, да зелени уже появилось побольше:
Его коллега по "цеху" передвижников Яков Минченков утверждал, что в Товариществе Дубовской играл "примиряющую" роль среди молодых и старых членов общества:
Ни старики, ни молодые не могли сказать «он наш»; Дубовской принадлежал всему Товариществу и среди всех направлений в искусстве передвижников выбрал себе среднее, считая его наиболее верным и жизненным.
Оберегая свято идеал передвижничества и высоко ценя заслуги стариков, он давал правильную оценку и молодым силам, радовался всякому искреннему новому дарованию.
Далее у нас идет пейзажист, работы которого я часто показываю вам на своем канале. Речь идет о Станиславе Юлиановиче Жуковском.
Мне представляется, что мы с вами стоим на острове или, быть может, мысу и видим возрождающуюся по весне природу. Здесь замечательное место, чтобы присесть и поразмышлять о жизни, глядя на неспешное движение вод реки, не так ли?..
Закончим на сегодня пейзажем художника, на полотнах которого мы часто видим весну, причем частенько в ярких и красочных тонах. В статье о художнике Сергее Арсеньевиче Виноградове я как раз показывал вам немало таких картин.
В данном случае колорит картины не такой яркий, но через кусты виднеется все то же, знакомое здание - усадьба в имении Мамонтовых Головинка. Эту усадьбу на Орловщине так часто видишь на картинах художника (причем и снаружи, и внутри), что уже можно "породниться" с ней. К сожалению, в таком виде она осталась только на картинах Виноградова и фотографиях тех времен - ныне она заброшена, а от здания остался только остов, в котором сложно узнать былую красоту и величие.
Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти картины вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.