Немного об истории романовских татар в годы Смуты
Об истории романовских татар стоит рассказать особо. Во время казанских походов Ивана Грозного правящая династия Ногайской орды разделилась в своих предпочтениях. Бий (хан) Юсуф и его сыновья поддержали казанских ханов в войне против Москвы. Кстати, знаменитая ханша Сююмбике как раз дочь Юсуфа. А вот младший брат Юсуфа Исмаил принял сторону Москвы. После разгрома Казани Юсуф остался без союзников, и проиграл Исмаилу в междоусобной войне, потеряв титул бия вместе с головой. Сыновья Юсуфа, по версии историка Вадима Трепавлова, попали к Исмаилу в плен и были выданы Москве. По другой версии, они сами бежали от кровожадного дяди к своему недавнему врагу - Ивану Грозному. Как бы то ни было, русский царь выделил в кормление ногайским царевичам Ибрагиму-мурзе и Эль-мурзе город Романов. Они получили княжеский титул и фамилию Юсуповы. Позже в Романов перебрались их двоюродные братья Айдар и Али Кутумовы, тоже получившие здесь доходы с города и поместья. Вскоре Ибрагим Юсупов сбежал к крымскому хану, но Эль-мурза и братья Кутумовы остались на русской службе.
Так, Юсуповы и Кутумовы стали служилыми людьми Русского государства и владельцами Романова. О размере земельных владений ногайских мурз в Романовском уезде дает представление дозорная книга этого уезда за 1616 год. За Сююшем мурзой Юсуповым по этой книге в пяти станах насчитывалось 72 крестьянские деревни и два села. На новом месте уже сами ногайские мурзы верстали своих служилых татар поместными и денежными окладами «хто чего достоин». Все доходы с города и пожалованных владений также поступали в полную собственность Кутумовых и Юсуповых (за исключением доходов с правобережной Борисоглебской слободы, задача которой заключалась в поставке рыбы к царскому столу). За пожалованные земли ногайские мурзы должны были выставлять отряд в 225 человек, пишет исследователь И. Р. Габдуллин. В основном романовские служилые татары должны были нести военную службу во главе с московскими воеводами на южных рубежах Московского государства. Так, в 1641 г. романовцы были высланы на государственную службу в города Москву, Тулу, Яблоков, Белгород, Крапивну и Ливны.
Мурзы Юсуповы и Кутумовы поучаствовали во многих событиях отечественной истории, например, в Ливонской войне. Как следствие, землю в поместьях романовских татар пахали латышские крестьяне, взятые в полон в Лифляндии. В Смуту романовские мурзы поначалу поддерживали династию Годуновых. Например, в сражении под Добрыничами, где русская армия нанесла поражение Лжедмитрию I, отряд из 213 романовских татар воевал в Передовом полку. Командовал ими Эль-мурза Юсупов, а помогали ему сын Суюш и трое представителей Кутумовых.
После падения династии Годуновых мурзы Юсуповы и Кутумовы поддержали Лжедмитрия I. Но тот вдвое урезал татарским князьям доходы с Романова. Вскоре первый самозванец погиб, к власти пришёл Василий Шуйский. Но уже через год на Руси объявился Лжедмитрий II, позже известный как Тушинский вор. И власть на Руси зашаталась окончательно, одни поддержали Шуйского, другие - второго самозванца. Так, владимирский воевода Иван Годунов, ярославский воевода князь Фёдор Барятинский и вологодский воевода Никита Пушкин привели свои города к присяге царю Дмитрию. Эль-мурза Юсупов с сыновьями, племянниками и прочими романовскими татарами последовал примеру соседей.
Дальше романские татары воевали то за Лжедмитрия II, то за Василия Шуйского, то опять за Тушинского вора. Часть их романовских владений Лжедмитрий II то передаёт касимовским татарам, то возвращает обратно, то Василий Шуйский передаёт сибирским татарам царевича Еналея. Когда к Романову подошло ополчение северных городов во главе с воеводой Никитой Вышеславцевым и выбило тушинцев, Эль-мурза с боем прорвался в Ростов, где стоял польский гарнизон. Но Лжедмитрий II его верности не оценил. А наоборот, наказал за нежелание идти в Тушино, где самозванец собирал войска для штурма Москвы.
О настроении старого мурзы в тот период можно судить по дневнику шляхтича Станислава Немоевского, который посещал Романов в тушинский период. По его словам, Эль-мурза тосковал из-за невозможности вернуться в Ногайскую степь. Другой причиной для уныния была гибель сына, Бай-мурзы, в одном из сражений Смуты. Цитата:
«Когда однажды мы послали к нему продать некоторые вещи для съестных припасов, он, мужчина уже лет шестидесяти, с грустью сказал нашим: «Вы еще можете вскоре отсюда выехать, по окончании настоящей войны, на которой у меня, у несчастного, убили сына. Но я, прибывши сюда добровольно лет сорок назад, Бог весть, увижу ли еще свою отчизну».
В 1611 году старый романовский мурза скончался. Его родичи присоединились к Первому ополчению, потом к Минину и Пожарскому. Так, Суюш-мурза Юсупов и Барай-мурза Кутумов воевали против гетмана Ходкевича под Можайском и против шведов на Ладожском озере, а Чин-мурза Юсупов воевал против литовцев и черкас под стенами Кирилло-Белозёрского монастыря. Участвовали романовские мурзы и в избрании Михаила Романова на царство.
Сохранились письма Барая Кутумова жителям Романова с требованием прислать продовольствия, а именно: «10 зайцев, 10 гусей, 3 пуда масла коровья, 5 пуд меду, 10 ведер вина. Да у ловецкого старосты, у Шестака, взять 2 белуги свежие и 2-х осетров». Мурза велел, не мешкая, доставить провиант и 20 рублей денег в Москву, мол, в поход на Ладогу скоро. В письмах, кстати, упоминается доверенный человек мурзы – татарин Борис Ермолаев. Его имя явно свидетельствует о том, что романовские татары начали принимать крещение.
В феврале 1614 году Суюш Юсупов и Барай Кутумов отличились под карельским Олонцом, разбив литовско-казачий отряд полковников Барышпольца и Сидорки. Эти авантюристы состояли на шведской службе и возвращались из набега на Холмогоры, но столкнулись с соединёнными силами романовцев и тихвинцев. В том же 1614 году романовские татары отличились ещё раз, но уже со знаком минус. Отряд мурзы Кутумова послали для оберегания Вологды. Но, судя по жалобе настоятеля Спасо-Прилуцкого монастыря, татары больше грабили монастырские деревни, чем защищали их от разбойников. Возможно, поэтому после окончания Смуты романовские мурзы не получили особых наград.
Как отмечает доктор исторических наук Валентина Черновская, владения романовских мурз даже сократились – из-за наказаний, которые накладывали на них Василий Шуйский и Лжедмитрий II. А Михаил Фёдорович в 1614 году назначил в Романов воеводу, выведя город из подчинения мурзам. У них остались только поместья и жалованье.
В дальнейшем многие романовские мурзы добровольно приняли крещение, через пару поколений превратившись в обыкновенных русских помещиков. Другие, сохранившие верность исламу, при царе Фёдоре Алексеевиче оказались перед выбором или «принимайте православие или лишаетесь поместий».
Те, кто отказался сменить веру предков, выпали из служилого сословия и стали жить на иждивении своих крестившихся родичей. Тем не менее, татарская община в Романове просуществовала ещё 70 лет и была окончательно ликвидирована при императрице Елизавете Петровне. По её указу, всех романовских мусульман переселили в Кострому – Подгородную татарскую слободу.
Судьба потомков Эль-мурзы и Барай-мурзы сложилась по-разному. Юсуповы постепенно вошли в число самых богатых и знатных родов Российской империи. Правнук Эль-мурзы Григорий Дмитриевич Юсупов был соратником Петра I, участвовал в Азовских походах и Полтавской битве. А вот Кутумовы постепенно сошли с исторической сцены. Кстати, по словам рыбинского историка Леонида Иванова, на кладбище села Хопылёво сохранилось надгробие княжны Кутумовой.
Этот текст написан на основе одного из фрагментов 27-го выпуска подкаста «Место силы. Золотое кольцо», посвящённого истории города Романова и Борисоглебской слободы (ныне это город Тутаев). В этом выпуске мы затрагиваем следующие темы:
- · Когда появился город Романов и почему монгольское нашествие здесь ни при чём?
- · Что в Московской Руси можно было назвать особой экономической зоной?
- · Как борьба великого князя Ивана III с младшим братом привела к появлению Борисоглебской слободы?
- · Какую роль сыграли в истории России романовские татары?
- · Почему деятельность ловецких слобод вызывала конфликты с жителями Романова и Ярославля?
- · Сколько осетров должны были поставлять ловецкие слободы Ярославского края в Москву?
- · Как изворачивались жители Борисоглебской слободы, если не могли поставить рыбу к царскому столу?
О феномене ловецких слобод и их роли в великокняжеской борьбе расскажет историк, писатель-краевед, участник Рыбинской археологической экспедиции Леонид Иванов.
Послушать выпуск можно на Яндекс-Музыке, а также на других платформах для прослушивания!