Однажды давным-давно я услышал фразу, что, перестраивая здание, проще и дешевле снести его до основания и выстроить заново. Мол, сейчас так и поступают. Но последнее время все чаще встречаюсь с рассказами о том, что лет сто с лишним назад все было иначе. К примеру, история усадьбы фон Рекков, про которую рассказывал вчера, или особняк Беляева на Вшивой горке.
Или например еще один дом на Пятницкой улице, который был выстроен в 1866 году и…
…Первоначально имел куда более строгий вид
Сегодня это эклектично-модерновый особняк под номерами 33-35. Помню, что когда мы с друзьями несколько лет с середины девяностых по начало нулевых почти каждую неделю гуляли по Пятницкой, в нем располагалось посольство республики Танзания (вплоть до 2013 года). Сейчас в нем тоже находится африканское посольство, но теперь уже Ганы.
Когда-то же, очень давно, в 1894 году, эту усадьбу у егорьевского купца Тугаринова купил Трифон Иванович Коробков, заказавший знаменитому архитектору Льву Кекушеву перестроить ее в более модном, современном стиле, а заодно увеличить в размерах.
Тот справился с задачей превосходно, использовав каркас исходного здания. Левая часть дома получила флигель с башенкой и новым парадным входом, а принадлежащий усадьбе участок окружила ограда с ажурной решеткой (7 фото).
Фасады здания Лев Николаевич украсил лепниной в неогреческом стиле и окрасил в лилово-сиреневатый цвет (9 фото).
Разумеется, дело не обошлось и без визитной карточки архитектора – непременного изображения львов... на сей раз слегка замаскировавшихся среди богатой лепнины.
Работа была закончена в 1896 году. Критики и журналисты наперебой расхваливали новый особняк в Замоскворечье, признанный на тот момент лучшим творением Кекушева.
Буквально спустя три года…
…Коробков решил расширить здание
И, конечно, снова пригласил Льва Кекушева. И тот, взяв в помощники Сергея Сергеевича Шуцмана – сотрудника своего творческого бюро, в очередной раз взялся за переустройство имения.
К основному зданию добавили несколько пристроек, соединенных между собой анфиладой коридоров, в результате чего полезная площадь дома увеличилась едва ли не втрое. Традиционно парадные залы расположились ближе к уличной стороне дома, а окна спален выходили в прекрасно оформленный, ухоженный сад, доставшийся усадьбе еще от прежнего хозяина.
Конечно, по всей протяженности новых фасадов продлили декор основной части (4 фото).
Нет никаких сомнений, что большой любитель разнокалиберных и различных по форме окон, Кекушев не мог обойти эту свою страсть. Один только кабинет владельца усадьбы получил окна пяти различных форм (7 фото).
«Дом Т. Коробкова в Москве, находящийся на Пятницкой улице, частью достроен, частью же перебит (2-й этаж) и надстроен из старого двухэтажного дома. Та часть строения, где на фасаде помещён фонарь, заканчивающийся башенкою, - построена с основания; в ней помещаются вестибюль и парадная лестница [...] В остальной части фасада, во 2-м этаже все окна были перебиты - расширены на 3 вершка и вместо прямых перемычек сделаны полуциркульные, а также увеличена на полтора аршина высота всех помещений. По фасаду расположены комнаты, зал, гостиная и будуары; во вновь пристроенной части - столовая, кабинет, зимний сад, буфетная и кухня наверху и детские внизу. Стоимость переделки с внутреннею отделкою приблизительно составила 55 000 руб.»
(Журнал «Зодчий» от 1901 года)
После кончины Трифона Ивановича имение перешло к его красавице-супруге Ольге Петровне и двум детям – Сергею и Ольге. И уже их трудами в 1911-1912 годах к восточной стене комплекса пристроили четырехэтажный доходный дом.
После революции особняк традиционно...
...Перешел в собственность новых властей
В нем проживали первый президент Российской академии наук геолог Александр Карпинский, географ и ботаник Владимир Комаров, а после Великой Отечественной войны помещения дома на Пятницкой, 33-35 арендовал Институт искусств СССР.
С 1960 года в него въехало посольство Танзании, которое я упоминал в начале заметки. К счастью, все жильцы и арендаторы обращались с усадьбой бережно, и ни внешний его облик, ни интерьеры существенно не пострадали. А в 2013-2015 годах усадьба была отреставрирована. Устранили неизбежные следы обветшания, отремонтировали мраморные лестницы, эркер второго этажа и кровлю, где надо – восстановили лепнину и интерьеры.
А под небесно-голубой покраской фасада обнаружили исходный, лилово-чернильный цвет, который в зависимости от погоды и угла освещенности меняет оттенок до лилово-сиреневатого. Первоначальный цвет был в итоге восстановлен, а дом, признанный в 2015 году победителем конкурса сохранения и популяризации объектов культурного наследия, приобрел прозвище «Хамелеон».
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует...