Найти в Дзене

Караул, тонем!..

Считается, что на Калининградскую область приходится 70 процентов от всех польдеров России. И эти места даже называют российской Голландией. Где, как известно, чуть ли не полстраны – отвоёванные у моря земли. Заболоченный земельный массив вдоль Куршского залива на севере бывшей Восточной Пруссии человек тоже долго отвоёвывал у природы. И отвоевал, создав мелиоративную сеть с каналами, дамбами, насосными станциями. Тем не менее иногда (как говорится, редко, но метко) здесь всё же случаются наводнения, которые остаются в памяти народной… Наводнение, случившееся весной 1958-го, называют вторым по мощности в истории области. А самое сильное, по мнению старожилов Полесского и Славского районов (на территории которых находится большая часть польдерных земель), было в апреле 1951-го. При этом если о тогдашней беде в газетах не писали (мне, во всяком случае, нигде ничего не попадалось), то в 1958 году времена стали уже либеральнее, и СМИ, пусть и скупо, «не нагнетая», всё-таки информировали о

Потопы, которые до сих пор вспоминают в янтарном крае

На крайнем западе РФ природа время от времени проверяет на прочность творения рук человеческих
На крайнем западе РФ природа время от времени проверяет на прочность творения рук человеческих

Считается, что на Калининградскую область приходится 70 процентов от всех польдеров России. И эти места даже называют российской Голландией. Где, как известно, чуть ли не полстраны – отвоёванные у моря земли.

В зоне, выделенной красным, не понаслышке знают, что это такое – наводнение
В зоне, выделенной красным, не понаслышке знают, что это такое – наводнение

Заболоченный земельный массив вдоль Куршского залива на севере бывшей Восточной Пруссии человек тоже долго отвоёвывал у природы. И отвоевал, создав мелиоративную сеть с каналами, дамбами, насосными станциями. Тем не менее иногда (как говорится, редко, но метко) здесь всё же случаются наводнения, которые остаются в памяти народной…

Типичный пейзаж в калининградском «затопрайоне»
Типичный пейзаж в калининградском «затопрайоне»
Старый мост, построенный в «российской Голландии» ещё немцами
Старый мост, построенный в «российской Голландии» ещё немцами
Грунтовка, проложенная по одной из дамб в Славском районе
Грунтовка, проложенная по одной из дамб в Славском районе

Наводнение, случившееся весной 1958-го, называют вторым по мощности в истории области. А самое сильное, по мнению старожилов Полесского и Славского районов (на территории которых находится большая часть польдерных земель), было в апреле 1951-го. При этом если о тогдашней беде в газетах не писали (мне, во всяком случае, нигде ничего не попадалось), то в 1958 году времена стали уже либеральнее, и СМИ, пусть и скупо, «не нагнетая», всё-таки информировали о происходящем.

Группа спасателей (рабочих совхоза «Прохладное») на амфибии спешит на помощь жильцам домов, оказавшихся в воде
Группа спасателей (рабочих совхоза «Прохладное») на амфибии спешит на помощь жильцам домов, оказавшихся в воде

В ходе того весеннего паводка за пять апрельских дней вода в реке Неман поднялась на семь метров. И 23-го числа дамбы начало прорывать. На помощь сельчанам пришли чуть ли не все жители Славска – ближайшего к зоне бедствия города с четырёхтысячным населением. Люди проявляли героические усилия в борьбе со стихией. Однако вода продолжала прибывать. И тогда подключили военных: они эвакуировали жителей и скот на амфибиях и даже вертолётах, строили дамбы.

Весной 1958-го военные (на снимке – механик-водитель Иван Беседин и солдат Валерий Корниенко) спасли немало детей из затопленных районов
Весной 1958-го военные (на снимке – механик-водитель Иван Беседин и солдат Валерий Корниенко) спасли немало детей из затопленных районов

К исходу первой декады мая стало понятно, что человек справился с очередным вызовом природы. Но последствия наводнения ещё долго пришлось устранять. О масштабе ущерба можно судить в том числе по объёму и характеру дополнительной помощи, выделенной уже летом 1958-го, когда были подбиты итоги этого ЧП.

Облисполком (аналог современного правительства области) выделил миллион рублей для оказания единовременной помощи пострадавшим от потопа рабочим, колхозникам, служащим и пенсионерам. Также тамошнему населению было выделено сто тонн муки и стройматериалы: 300 тысяч плиток шифера, 20 тысяч квадратных метров мягкой кровли, 10 тысяч «квадратов» оконного стекла, 1200 тонн цемента и 40 тонн гвоздей.

Кроме того, дорожникам поручили в кратчайшие сроки восстановить разрушенные водой дороги, а в следующем, 1959 году – построить в «затопрайоне» два моста.

После самых мощных наводнений от дорог местами оставались лишь направления
После самых мощных наводнений от дорог местами оставались лишь направления

Что же касается упомянутого ещё более сильного наводнения, то весной 1951-го на пике потопа глубина вольно разлившихся вешних вод достигала полутора метров. А вообще на подвергшихся затоплению территориях вода местами стояла до лета. О чрезвычайности происходящего говорит и то, что 11 апреля 1951-го Совет Министров СССР принял решение об оказании неотложной помощи пострадавшим. А 13-го в Москве было издано ещё одно распоряжение – «О ликвидации последствий наводнения в Калининградской области».

Без лодки в «затопрайоне» и сегодня – никуда
Без лодки в «затопрайоне» и сегодня – никуда

По воспоминаниям, паводковая волна накатывала столь быстро, что застигнутые врасплох жители порой едва успевали собрать в узел всё самое ценное. И, подтверждая выражение «Народ и армия – едины», попавших в беду в тот раз тоже очень выручили военные. Люди в погонах вызволяли гражданских, которые оказались в собственном доме как в ловушке, в авральном режиме строили преграды на пути воды. А в одном месте дыру в дамбе они якобы закидали мешками… с мукой. Мол, намокнув, та превратилась в не пропускающую воду вязкую массу – и напиравший поток бессильно отступил.

Разрушенный мост в районе посёлка Заповедное
Разрушенный мост в районе посёлка Заповедное

К слову, в одном из отчётов о наводнении, случившемся весной 1958-го, уточнялось, что «такой паводок в этих местах наблюдался последний раз в 1888 году». А в апреле 1951-го, получается, никакого потопа не было. И чего только тогда в Совмине суетились, срочные распоряжения издавали...

Дорога проходит по дамбе между Куршским заливом и Полесским каналом, за которым виднеются дома посёлка Разино, где не раз переживали потоп
Дорога проходит по дамбе между Куршским заливом и Полесским каналом, за которым виднеются дома посёлка Разино, где не раз переживали потоп

Почему стихии удавалось в 50-х наносить такой урон? Наводнения, конечно, были из ряда вон (следствие нетипичных для янтарного края холодных и снежных зим). Однако свою роль сыграло и состояние оставшегося от немцев мелиоративного хозяйства. Которому досталось во время войны, а затем было не до него – имелись проблемы и понасущнее ремонта дамб и чистки каналов.

Так, уже в 1945 году вышло постановление о первоочередных мерах по восстановлению мелиоративных систем. А затем в 40–50-х много чего ещё на эту тему было. Но, как говорят, строгость наших законов компенсируется необязательностью их исполнения. И, скажем, в 1956 году на сессии областного Совета депутатов с прискорбием констатировали: задание по осушению земель областью выполнено всего на 39 %. А в совхозах и вовсе – на 1,4 %…

Потом за мелиорацию взялись. Тем не менее острые ситуации всё равно возникали неоднократно. А, например, в 2005 году потопы случились там, где их ранее не бывало. Зима тогда выдалась на редкость снежная. А в марте сугробы начали резко таять. И находящийся в низине стадион «Красная звезда» в Калининграде превратился… в озеро глубиной 0,7 метра. Так что шутники тут же предложили переквалифицировать стадион в бассейн.

В марте 2005-го на стадионе «Красная звезда» в Калининграде можно было устраивать заплывы моржей
В марте 2005-го на стадионе «Красная звезда» в Калининграде можно было устраивать заплывы моржей

Тем временем сразу в нескольких местах опасно залило главные железнодорожные пути, по которым курсируют поезда между Москвой и Калининградом. Это могло привести к авариям, и в расписание экстренно внесли коррективы. В связи с чем, в частности, следовавший из столицы «Поезд Памяти» смог дойти лишь до Гвардейска, не доехав 40 километров до областного центра. И дальше ехавших в гости к калининградцам ветеранов войны везли уже на автобусах. Впрочем, бывших фронтовиков это ничуть не смутило, а по дороге ещё и как-то сам собой завязался разговор про форсирование Днепра в 1943 году.

Владислав Ржевский,

автор канала «Калининградская Пруссия»

Смотрите также: