Найти в Дзене

Этнография в маркетинге

Слушала сегодня подкаст, где в гостях был этнопсихолог, который рассказывал о традициях. И я поняла, что ни разу ещё вам не рассказывала про этнографию в маркетинге.

Этнография - наука, изучающая материальную и духовную культуру народов.При чём тут маркетинг, спросите вы? На самом деле благодаря этнографическим исследованиям можно выявить много интересного. Это связано с тем, что исследователи получают данные от респондентов в естественных для них условиях. Этнографические исследования позволяют погрузиться в жизнь людей, чтобы увидеть их быт и понять чем они живут.

Фото из архива автора
Фото из архива автора

Самый простой этнографический приём - визит в интересующую местность и глубинное интервью. Визит может быть ограничен по времени или с погружением на день, чтобы оценить со стороны происходящее. Зачастую такое интервью носит свободный характер, поэтому важно, чтобы интервью проводил профессионал.

Практикуется и скрытое наблюдение.Например, в магазине, где исследователь смотрит на реакцию и покупки покупателей.

Иногда исследователь может «рассекретить» себя и провести блиц-интервью.

Бывают ситуации, когда этнография не подразумевает контакт с респондентом. Тогда анализ осуществляется по фото: взятых из семейных альбомов или специально снятых на выданную исследователю камеру.

Кроме того, нужно помнить про дневники, заполняемые респондентами. Это тоже один из этнографических приёмов, который позволяет изучать и анализировать. Ценность для исследователей представляют собой даже интернет-блоги.

Исследование, проводимое методом этнографии позволяет:

  • увидеть и понять, как на самом деле используют бренды, продукты или услуги в естественном окружении;
  • избежать неестественного, наигранного поведения со стороны респондентов;
  • оценить уровень влияния контекста;
  • определить, какое значение/смысл имеют бренды для потребителей;
  • выявить инсайты и всплывающие при этом эмоции, слова и символы, характеризующие их.

Этнография помогает узнать культурные особенности поведения потребителей и их скрытые потребности. Исследователь погружается в жизнь потребителя и изучает её глубже.

Благодаря этнографическим исследованиям можно решить следующие задачи:

  • выявить конкурентные преимущества;
  • разработать новый продукт;
  • выявить особенности использования продукта;
  • изучить тренды и способы формирования привычек;
  • найти новые ниши для реализации товаров и услуг;
  • провести ребрендинг компании или продукта.

Этнографическое исследование целесообразно проводить, если информация о какой-то социальной группе минимальна или отсутствует.

Никогда не занималась этнографическими исследованиями, но это довольно интересный метод изучения целевой аудитории.

Статья написана на основе материалов https://www.brif.kz/blog/?p=3690