От точки старта их полярная станция, расположенная на льдине, преодолела почти 800 км. И сейчас движется в приполюсном районе (около 88 градусов северной широты), примерно в 220 км от географического полюса Земли. Впервые в истории дрейфующих станций эта экспедиция проходит благодаря ледостойкой самодвижущейся платформе (ЛСП) «Северный полюс», предназначенной для круглогодичных исследований в Арктике и обладающей функционалом научно-исследовательского центра. Ученые собрали за минувшие полгода обширный массив данных о состоянии природной среды и изменениях, происходящих в высоких широтах (анализировать этот материал предстоит на большой земле). Кроме того, полярники осуществляют метеонаблюдения и аэрологическое зондирование атмосферы, ежесуточно передавая сведения (по сути, единственный источник метеоинформации в значительной части этого океана) в Гидрометцентр Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. А специалисты Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) используют эти данные для подготовки ледовых прогнозов и обеспечения безопасной навигации по трассе Северного морского пути. «Спектр исследований на ЛСП существенно больше, чем на традиционных дрейфующих станциях. Это обусловлено развитием технологий и возможностями, которые открывает для исследований ледостойкая платформа. Речь идет о таких разделах научной программы, как геология, гидробиология, океанография, гидрохимия и геофизика, где нельзя выполнять масштабные исследования без использования грузоподъемных механизмов, источников электропитания большой мощности и т. д. А ЛСП обеспечивает полярникам такие возможности», — отмечает директор института Александр Макаров. Однако дрейф проходит в сложных условиях. Динамика льда в районе станции довольно активная, на базовом поле наблюдались трещины и подвижки льда. «В таких случаях оборудование перемещается на борт судна, откуда ученые продолжают исследования, — рассказал руководитель ААНИИ. — А когда ситуация стабилизируется, они вновь разворачивают на льду научный лагерь. Такой формат работы полностью себя оправдал». Между тем в августе планируется обновить экспедиционный состав и привезти туда новые грузы — для ротации будет использовано научно-экспедиционное судно института. А в апреле намечается провести частичную ротацию: вертолеты доставят к месту дрейфа десять полярников — шесть членов экипажа и четыре научных сотрудника. «Принять транспортный самолет там невозможно, нет подходящей площадки, то есть прочной льдины для взлетно-посадочной полосы, — пояснил Макаров. — Поэтому переброску экспедиционников планируем осуществить, задействовав два Ми-8 АМТ. Это сложная задача, так как станция находится далеко от большой земли, практически на пределе вертолетной досягаемости. Для проведения операции взлетно-посадочную полосу на нашей научной базе «Мыс Баранова» мы начали готовить задолго до старта нынешней экспедиции».
Петербургские ученые исследуют Северный Ледовитый океан уже полгода
20 апреля 202320 апр 2023
5
2 мин