Произведение «Девятый Вал» обычно упоминается как самая известная работа в карьере Ивана Константиновича Айвазовского (годы жизни 1817-1900), оно представляет собой огромную картину общим размером почти 2,2 х 3,3 метра. На полотне изображается группа людей, отчаянно цепляющихся за обломки затонувшего корабля посреди бушующего моря, окружённого блестящими золотыми тонами восходящего солнца.
Название творения отсылает нас к традиционному морскому поверью, согласно которому девятая волна является последней, самой большой и самой смертоносно волной в общей серии, после чего цикл волн начинается заново. Написанная в ту пору, когда Айвазовскому было 33 года, картина весьма характерна для его зрелого романтизма по технике, тематике и народническому обращению.
Её христианское послание ясно менее, оно ограничивается крестообразной формой мачты и умоляющим отношением несчастных утопающих, изо всех сил цепляющихся за неё, когда они смотрят на восходящее солнце как раз перед тем, как ударит большая и последняя волна. Демонстрируя классическую академическую дисциплину композиции и палитры, которым Айвазовский обучался лично и затем наблюдал в галереях и салонах европейских столиц, «Девятый Вал» имеет при себе всю мелодраму Айвазовского в его самом лихорадочном состоянии и всё величие его самых резких усилий произвести впечатление на зрителя.
Эпичность, которая, по словам писательницы-русофилки и поэтессы Розы Ньюмарч (годы жизни 1857-1940) в своих проницательных ранних комментариях о его творчестве, к этому моменту стала «всё более выраженной», и ещё не предлагала последовательно того «правдивого видения», которое, по её мнению, Айвазовский мог бы умеючи выразить.
- Художник – Иван Константинович Айвазовский
- Название – «Девятый Вал»
- Год создания – 1850
- Размеры – 221 х 332 сантиметра
- Материал – Масло на холсте
- Место нахождения – Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)