Рядом с Аничковым мостом на Невском проспекте находится одна из его доминант - дворец Белосельских-Белозерских. Практически напротив дворца на другой стороне Невского проспекта расположен дом № 70 с весьма скромным малоприметным фасадом. История этого дома тесно связана с упомянутым дворцом, а за скромным фасадом скрываются роскошные интерьеры. За свою историю дом сменил несколько владельцев и каждый из них менял его внутренний, а иногда и внешний, облик. В отделке дома в разное время были и императорские вензеля и серпы с молотами. Но обо всем по порядку.
В XVIII веке участки земли вдоль Невской перспективы были переданы для освоения знатным вельможам. Протяженным участком от набережной реки Фонтанки до Литейного проспекта владел генерал-полицмейстер Петербурга, Алексей Данилович Татищев. После смерти Татищева земля перешла его сыну, который в свою очередь продал ее действительному статскому советнику и личному секретарю императрицы Елизаветы, Адаму Васильевичу Олсуфьеву. Новый владелец разделил участок на отдельные дворы и продал разным владельцам. Участок, где расположен теперь дом № 70, был приобретен купцом А. Шемякиным и для него здесь был возведен типичный для того времени каменный дом. В 1830 году дом Шемякина приобретает генерал артиллерии Иван Онуфриевич Сухозанет. По его распоряжению дом купца был снесен, а вместо него архитектором Д.И. Квадри был возведен особняк, классический фасад которого повторял фасад дома напротив- дворца Белосельских-Белозерских.
Сейчас фасады двух зданий не подлежат сравнению. Но в то время, когда Сухозанет строил свой особняк, дворец Белосельских-Белозерских выглядел совсем иначе, его фасад был скромным и был выполнен в классическом стиле. И вот тогда фасады двух зданий действительно были очень схожи. Свой современный вид дворец Белосельских-Белозерских приобрел позднее в 1847-1848 годах.
Почему же Иван Онуфриевич Сухозанет так стремился подражать Белосельским-Белозерским и купил свой дом поблизости от них. Ответ на этот вопрос прост- его супругой была дочь Александра Михайловича Белосельского- Белозерского, Екатерина. Поэтому супруги свой особняк и построили рядом с родительским домом. Супруга Сухозанета не отличалась приятной наружностью, но обладала огромным приданым. Был ли брак заключен по расчету, неизвестно, но родство с Белосельскими-Белозерскими давало Сухозанету ни только деньги, но и возможность попасть в круг петербургской аристократии.
В обществе к Ивану Онуфриевичу сложилось неоднозначное отношение. Александр Сергеевич Пушкин называл его "человеком запятнанным". Это было связано с событиями 1825 года. Именно Сухозанет приказал подтянуть к Сенатской площади орудия, по его команде гвардейская артиллерия начала стрельбу по декабристам. В знак признательности за его решающую роль в подавлении восстания император уже на следующий день произвёл его генерал-адьютанты и впоследствии относился к нему очень милостиво. С 1832 по 1854 годы Сухозанет был начальником Военной Академии (впоследствии Академия Генерального штаба) и одновременно председателем Артиллерийского комитета в звании генерала от инфантерии.
Военную службу Иван Онуфриевич начал в 1803 году и проявил себя во многих сражениях. Он участвовал в войне 1812 года и по ее окончанию стал героем этой войны. Его портрет находится в военной галереи Эрмитажа среди других портретов героев Отечественной войны 1812 года, написанных Джорджем Доу. В 1831 году во время военных действий Сухозанету ядром оторвало ногу выше колен. Более он не воевал. Военный азарт перерос в азарт карточных игр, он прокутил состояние своей супруги и своему сыну в наследство после своей смерти оставил карточные долги. В результате сыну Сухозанета пришлось сначала заложить дом, а в 1863 году его продать купчихе Глумилиной.
В 1864 году дом приобрело Санкт-Петербургское купеческое общество. Оно произвело реконструкцию здания, которую выполнил архитектор В. В. Штром. В результате здание приобрело балкон. Был изменен фасад, симметрия парадных входов была нарушена, правый был перенесен дальше от проезда во двор. Купеческое общество – орган самоуправления петербургских торговцев и промышленников. Оно занималось благотворительностью, образованием, за свой счет содержало начальные школы, Коммерческое училище, богадельни и ночлежки.
В 1905 году в здании Петербургской Купеческой управы находилась штаб-квартира Торгово-промышленного союза- политической организации купечества. В 1910-1911 годах управа частично переделала интерьеры особняка.
После революции здание пустовало, затем сдавалось под различные конторы. В 1933 году здесь разместился институт специального машиностроения, который находился в здании до 1970 года. Во время ВОВ здание особняка не пострадало, а в соседнем доме № 68 разорвалась фугасная бомба.
В 1972 году дом был передан правлению Ленинградской организации Союза журналистов СССР. К тому времени зданию требовался капитальный ремонт. После работ, проведенных в 1974-1976 годах, в доме разместился Дом журналистов- Домжур. Здание требовало проведения серьезных реставрационных работ, они были начаты в 2006 году. В 2012 году особняк надолго закрыл свои двери. Причиной тому стали строительные работы, проводимые в многострадальном соседнем доме № 68. В результате проводимых работ особняк Сухозанета в буквальном смысле стал трещать по швам. Реставраторам пришлось проводить в здании противоаварийные работы, а затем приступать к масштабной реставрации. Работы были закончены только в 2016 году. В обновленный дом № 70 на Невском проспекте снова разместился Домжур. Здесь он и находится поныне.
Домжур открывает свои двери всем желающим. В его стенах проходят выставки, музыкальные вечера, концерты, экскурсии. Откроем его двери и отправимся в путешествие по его парадным залам.
В ходе реставрации были восстановлены интерьеры, созданные при его первом владельце Иване Онуфриевиче Сухозанете. Каждый хозяин превносил в интерьеры что-то свое, в результате потолок каждый раз был окрашен по-новому. Реставраторы проделали колоссальную работу и теперь у нас есть возможность любоваться первозданной красотой интерьеров.
Парадный вестибюль особняка украшен колоннами, облицованными искусственным мрамором.
Посетители поднимаются по мраморной лестнице наверх, здесь их встречает лифт, который появился в особняке в 1911 году во время нахождения здесь Торгово-промышленного союза. Лифт был изначально гидравлическим. Сейчас он электрический, находится в рабочем состоянии, но пользование лифтом запрещено. Принцип устройства заключается в том, что поршень под давлением поднимает и опускает кабину.
Необычный декор лифта сохраняется на всех этажах. Этот лифт стал одной из первых работ фирмы "Оригинальный лифт Штейна" в Санкт-Петербурге и является одним из красивейших в городе. Наверху расположено световое окно.
Посетителям предлагают подняться по парадной мраморной лестнице. На окнах частично воссозданы витражи. Интересно, что такие массивные окна одностворчатые.
Через окна можно заглянуть во внутренний двор. Становится понятно, что особняк только с виду кажется маленьким, на самом деле он занимает внушительный объем.
За тремя сводчатыми окнами располагается Актовый зал.
Этот зал небольшой, 130 м2. . Декор в нем скромен. В этом зале проходят концерты, встречи, спектакли, лекции. На его сцене установлен рояль марки "Steinway".
В зал ведет анфилада небольших особо ничем не привлекательных комнат. В этих комнатах проходят временные выставки.
В одной из комнат встречается небольшая встроенная в стену печь из чугуна. В этой части особняка экскурсия не проходит, поэтому про печь ничего сказать не могу.
Холл на третьем этаже напоминает внутренний дворик.
Из холла можно попасть в Актовый зал, где мы уже побывали, в Конференц-зал и в Мраморный зал.
Все помещения особняка выполнены в стиле ампир. Военному человеку Сухозанету, он подходил как никакой другой.
Ампир стал продолжением классицизма, который заимствовал основные идеи из архитектуры Древней Греции и Рима, появился во время правления Наполеона Бонапарта. Для ампира было характерно обилие колонн, лепнины, карнизов и пилястр. В интерьере часто встречалась военная эмблематика- изображения доспехов, оружия, лавровых венков.
Все потолки в парадных залах особняка богато декорированы. Везде присутствует военная символика. Рассматривать изображения можно бесконечно долго, лишь бы шея не затекла, ведь высота внушительная.
Рядом с Конференц-залом находится Голубая гостиная. Ее отличает от остальных залов кессонный потолок. Ее окна выходят во внутренний двор особняка, а вторая дверь ведет в Артистическую. Экскурсия в этих залах не проводится. Артистическая завершает парадную анфиладу залов.
Другая дверь из Конференц-зала ведет в Зеленую гостиную. В ней есть интересная деталь- двустворчатая дверь является дверью сейфа, который был здесь устроен при Купеческом обществе. Эта дверь выглядит, как деревянная, а на самом деле она металлическая.
В Зеленой гостиной очень красиво выполнена роспись на потолке. Окна этого зала выходят на Невский проспект. С Зеленой гостиной начинается анфилада залов, расположенных вдоль Невского проспекта, из окон которых виден дворец родственников владельца особняка- Белосельских-Белозерскихю
Из Зеленой гостиной "ушастые" двери ведут в Парадную гостиную.
Здесь находится выход на балкон. При Сухозанете его не было.
А вот и дворец Белосерских-Белозерских смотрит на нас через окна особняка.
Завершает анфиладу залов Мраморный зал. Это самое интересное помещение в Домжуре.
Стены зала, выполненные из искусственного мрамора, оправдывают его название.
В Мраморном зале сохранился исторический камин.
Роспись потолка Мраморного зала привлекает своей необыкновенной красотой и изяществом. На карнизе в одном из картушей можно увидеть вензель Александра II. По бокам находятся гербы Санкт -Петербурга.
На противоположной стене в картуше находятся цифры 1864- это дата, когда интерьеры особняка были изменены по велению Купеческого общества, ставшего его владельцем.
А в последнем картуше находится просто потрясающая вещь- серп и молот с датой 1917 поверх вензеля Александра II. Таким образом, реставраторы сохранили следы всех исторических периодов, которые были в жизни особняка Сухозанета. Отличная идея.
Обновленные интерьеры особняка Сухозанета доступны для посещения. Их часто открывают во время концертов, по ним проводят экскурсии.
С 27 по 30 апреля в Доме журналиста состоится ювелирная выставка-продажа "Сокровища России". Выставка будет работать с 11.00 до 20.00 часов . Стоимость посещения -200 руб. Дополнительно на выставке всех гостей будет ждать приветственный бокал игристого и концерты фортепианной музыки. Также в Актовом зале пройдут экскурсии-лекции (начало в 12.00, 13.00, 14.00, 15.00).
Билеты на выставку можно купить по ссылке: https://expospb.com/zhurnalistov/
В помещениях особняка, расположенных на первом этаже справа от проезда во двор находится почта. В этих помещениях тоже частично сохранились детали исторического интерьера.
- Адрес Дома журналиста: Невский проспект, дом 70.
Про дворец Белосельских-Белозерских можно почитать в моей статье: