Нехотя покинув тёплый вестибюль отеля, мы ощутили утреннюю прохладу осеннего Парижа, к тому же , накрапывал мелкий дождь. Группа собралась около парадного входа, и слово взял наш остроумный, неунывающий провожатый:
- Друзья, всем доброе утро! Сейчас мы отправляемся на свидание с самой знаменитой и элегантной парижанкой. Один известный француз назвал её пастушкой, пасущей облака. Кто же эта загадочная дама?
Те из нас, кто уже проснулся, в один голос прокричали: "Эйфелева башня!".
- Господа, прошу всех надеть и включить наушники. Пока будем добираться до места свидания, я расскажу немного об этой удивительной парижанке, которая, между прочим, несколько лет назад оказалась на втором месте по своей популярности среди бесчисленных парижских туристов. На первое место тогда вышел оригинальный объект - Центр Помпиду. Лично меня поражает тот факт, что в старом добром Париже, где огромное количество шедевров мирового искусства, главными приманками для туристов становятся сравнительно недавние творения рук человеческих: Центр Помпиду, Диснейленд, вокзал д' Орсе и Эйфелева башня. Сегодня "железная леди" кажется старой как мир, хотя ей всего около 130-ти лет, настолько она уже слилась с образом Парижа, органично вошла в его быт, литературу, фольклор и рекламный обиход. Даже трудно представить времена, когда её сооружение казалось людям со вкусом верхом безвкусицы, почти богохульством над красотой французской столицы. Однако, понять эстетов - парижан, привыкших к помпезным дворцам, к изысканной архитектуре, можно.
Мы вышли из метро и углубились в небольшой парк, где находился центральный вход на территорию Эйфелевой башни. Несмотря на утреннее время народу уже было видимо не видимо. Естественно, любой турист, оказавшийся в Париж, считал своим первостепенным долгом подняться на башню.
Наша группа покорно встала в очередь, а за высокой оградой в нескольких десятках метров возвышалась самая известная парижанка, рядом с которой чувствуешь себя лилипутом.
- Миша, а там по периметру на каркасе первого этажа какие-то фамилии?
- Это фамилии инженеров, участвовавших в строительстве башни, которых, если мне не изменяет память, было около ста человек.
Гид поднял руку, и мы опять включили наушники.
- Идея возведения чего-нибудь этакого индустриально-башнеподобного-сногсшибательного относится ко времени подготовки юбилейной Всемирной выставки, приуроченной к столетию французской революции, к 1889-му году. Эта выставка, как торжественно объясняли тогда, должна явить собой апофеоз машин и металла. Кстати, был объявлен конкурс, на который были представлены самые разнообразные проекты, например, проект башни-гильотины или башни-поливалки, которая в дни засухи орошала бы весь город. Победу на этом конкурсе одержал проект инженера Гюстова Боникаузена, подписавшегося псевдонимом Эйфель.
Примерно через час мы прошли усиленный КПП, охраняемый доблестными французскими жандармами с собаками и направились на рандеву с "железной дамой", однако не тут-то было: возле одной из опор располагались кассы, народу было ещё больше, чем на входе. Кстати, между четырёх опор запросто мог бы разместиться стадион или большая площадь, такая как Клиши.
Мы снова заняли очередь и первое время, задрав головы, смотрели вверх, где в небо упирался шпиль башни. Ощущение грандиозности, неслыханного размаха, величия будоражило воображение. Чтобы как-то скоротать время в огромной очереди - а стоять предстояло часа два - Миша опять вещал любопытные вещи:
- Здесь каждый день такое столпотворение, ничего не поделаешь. Так на чём мы остановились?
- На конкурсе.
- К моменту объявления конкурса Эйфель уже хорошо известен, зарекомендовавший себя как выдающийся архитектор по металлическим конструкциям, за что получил почётный титул "Инженера вселенной". Тем не менее, выставочный комитет, ознакомившись с идеей сооружения трёхсотметровой башни из металлических конструкций в самом центре Парижа, объявил его сумасшедшим. Однако, Эйфелю каким-то образом удалось соблазнить своей башней тогдашнего министра торговли, и проект стал понемногу продвигаться в самых высоких кругах. Вопросы есть?
- Где здесь туалет?, - спросил кто-то из группы.
- Прошу прощения, что раньше не обратил внимания на сей важный момент. Прервёмся на полчаса. Вон за той опорой находится туалет, довольно комфортабельный и бесплатный. Курить на территории запрещено, всё же, в парке вы найдёте множество укромных мест, но я вам этого не говорил.
Когда народ вернулся, а страждущие без проблем перекурили, Миша продолжил интересный рассказ:
- Одновременно с продвижением проекта началась широкая "анти башенная" компания в прессе. Авторы изощрялись на все лады, сравнивая будущую башню то с бутылочным штопором, то с чучелом, то с манекеном, то с гигантским уродливым канделябром, то с огородным пугалом. В интеллигентных кругах Парижа уже распространялась серьёзная петиция, которую подписали Гуно, Мопассан, Лекант де Лилль и другие известные люди.
Ещё минут двадцать простояв в очереди, мы наконец стали обладателями билетов в поднебесную.
- Может быть, у кого-то ещё остались вопросы?
Каждый из нас когда-то что-то читал или слышал о знаменитой башне, поэтому вопросы всё таки нашлись.
- Можно подняться на верх без лифта, пешком?
- Конечно можно! Причём, без очереди и за гораздо меньшую плату. Если у кого-то есть желание и силы, то вход возле той дальней опоры.
- Я читал, что Эйфель во-время строительства даже не спускался на землю?
- Совершенно верно! На первом уровне для него оборудовали вполне комфортабельное жильё со всеми удобствами.
- Как использовалась башня во время войны?
- В последнюю войну Эйфелева башня служила по очереди французской, немецкой и американской армии, на ней были установлены мощные антенны.
С билетами в руках направляемся к ближайшей опоре, где установлены лифты - сначала на первый уровень, потом для любителей острых ощущений - на самый верх. Здесь опять образовалась небольшая очередь, ну любят французы очереди, и тем не менее, некоторые группы за тройную плату проходили прямо к лифту.
Ну вот, мы торжественно и медленно поднимаемся в небеса.
Медленно, любуясь пейзажами Парижа, обходим по периметру первый ярус и направляемся к другому лифту, поднимающему нас на 300-метровую высоту. Открывшаяся панорама вызывает неописуемый восторг!
Полоса извилистой Сены внизу, как изящная женская рука в прекрасных браслетах - дворцах, изумительные мосты, как драгоценные кольца и великолепные перстни.
- Лена, видишь на горизонте зелёный островок - это Булонский лес, возвышенность справа - это Монмартр, а где-то там рядом наш отель.
- Баевич, не верю своим глазам, тут шампанское продают!
- Лена, сорок евро за бокал! Дороговато будет! За эти деньги можно шесть бутылок хорошего французского вина приобрести в любом гипере.
- Серёжа, ты никогда не был жмотом, и потом, когда в следующий раз окажемся на Эйфелевой башне?
- Да ты мёртвого уговоришь! Ладно! Будьте любезны, два бокала!
Пузырьки шампанского молниеносно ударили в голову и усилили ощущение сказки, в которую мы попали. Когда спустились с башни, голова кружилась то ли от восторга, то ли от шампанского. Как бы там ни было, мы это сделали! Мы были на самом верху!
А у подножья "железной" парижанки прилипчивые негры из Африки продавали копии Эйфелевой башни - французские символы, сделанные в Китае.
Следующим незабываемым впечатлением было путешествие по Сене. Спускаясь к набережной, я машинально оглянулся, и мне показалось, что самая знаменитая парижанка качнулась на прощание...
Очарованные Парижем. День четвёртый(16 октября) 1. Самая знаменитая парижанка.
20 апреля 202320 апр 2023
42
6 мин
9