Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Жених из Майами» и мечты обывателя 1990-х

Некоторые гости блога спрашивают, зачем я разбираю фильмы Анатолия Эйрамджана (где он либо сценарист в союзе с режиссёром Геральдом Бежановым, либо - сам себе режиссёр), ибо, кроме «Самой обаятельной…» (1985) и «…Нофелета» (1987) у него и сюжетов-то приличных не наблюдается.

Остальное - перестроечный китч, пошлость высшей пробы да эталонное убожество. Вот именно! Эти «комедии» надо смотреть в качестве артефактов эпохи. В плохом кино, равно как в посредственной литературе гораздо лучше отражаются все веяния.

Коллаж для DVD. «Жених из Майами» (1994). https://www.kinopoisk.ru/
Коллаж для DVD. «Жених из Майами» (1994). https://www.kinopoisk.ru/

Отвлекусь немного от Эйрамджана! Когда-то очень давно, в прошлой жизни, мне довелось прочитать исследование в «Иностранной литературе», где автор заявил, что для понимания «типичной Франции» 1830-х Поль де Кок лучше Стендаля.

Я в подростковом возрасте не знала, что за птица Поль де Кок, но потом выяснилось, что это – сочинитель бульварного чтива, ставший образцом в своей нише. Так вот Эйрамджан – это наш Поль де Кок, разве что в синематографе.

Кадр из фильма «Жених из Майами» (1994). Скриншот.
Кадр из фильма «Жених из Майами» (1994). Скриншот.

Тоже показывал мирок, а не мир. Итак, «Жених из Майами» (1994) – ещё один кладезь тогдашних смыслов и грёз. Главный герой – Сергей Авдеев (Борис Щербаков) когда-то эмигрировал в Америку по воле жены, а теперь, когда супруга ушла к некоему богатому янки, страдает от одиночества.

Даже ходит к жрицам любви, чтобы не рыдать от пустоты бытия. Несмотря на то, что Серёга почти не говорит по-английски (!!!), беден по американским меркам, а трудится вместе с чернокожими и латиносами, …живёт он вполне сносно.

Кадр из фильма «Жених из Майами» (1994). Скриншот.
Кадр из фильма «Жених из Майами» (1994). Скриншот.

Итак, нам транслируют сразу два тезиса: 1) в США много миллионеров, и они готовы принять в свою виллу русскую женщину; 2) даже простецкий работяга имеет в Майами неплохую машину и прочие блага. То есть, езжай и – по любому не пропадёшь.

Тогда все развитые буржуазные страны изображались, как некий Рай, где низы живут лучше, чем условный миддл-класс в СССР и на постсоветском пространстве. Многие искренне считали, что наличие в рационе каких-нибудь снеков в ярких упаковках – это и есть высокий уровень жизни.

Кадр из фильма «Жених из Майами» (1994). Скриншот.
Кадр из фильма «Жених из Майами» (1994). Скриншот.

И вот, уставши от одинокой доли, Авдеев едет на бывшую родину, чтобы там найти свою любовь. Но не остаться в Москве, а привезти новую жену потом в Майами. Сергей останавливается у своего дяди (Михаил Державин) – представителя того самого миддл-класса.

Конечно же, быт его намного скромнее, чем у разнорабочего в США. Начинаются поиски, но Авдееву не везёт, и он попадает в дурацкие ситуации – то ему попадается эффектная клофелинщица (Лариса Удовиченко), этакая Манька Облигация категории luxury).

Кадры из фильма «Жених из Майами» (1994). Скриншоты. Нимфoманка - посредине.
Кадры из фильма «Жених из Майами» (1994). Скриншоты. Нимфoманка - посредине.

Да, кто такие клофелинщицы? Красавицы сначала завлекали кавалеров, приезжали к ним в гости, а потом сыпали клофелин в напитки. Или сразу наливали шампанское & снотворное. Затем ловко обчищали квартиру. Между прочим, эта авантюристка потом всё вернула...

На смену деловитой воровке, изображавшей бизнес-леди, приходит нимфoманка 30+, устраивающая l`аmour en trois – дядю тоже…того… Забегает полусумасшедшая супер-хозяюшка в красной шляпе, с пирожками и дурацкими ужимками.

Кадр из фильма «Жених из Майами» (1994). Скриншот.
Кадр из фильма «Жених из Майами» (1994). Скриншот.

Появляется и легкомысленная продавщица в леопёрдовом облачении. Короче, вокруг какие-то «разнообразные не те», как пелось в песне на стихи Евгения Евтушенко, правда в ином фильме.

Да. Мелькает сквозной персонаж Эйрамджан-фильмов – тётя Клава с лицом Людмилы Ивановой и, как обычно, Клавдия Матвеевна исполняет функцию неудачливой свахи, предлагающей забавный «неформат», типа той с пирожками.

Кадр из фильма «Жених из Майами» (1994). Скриншот.
Кадр из фильма «Жених из Майами» (1994). Скриншот.

И вот, когда уже надо улетать в Майами, наш герой встречает свою любовь в очереди за продуктами. Мы так и не узнаем, как звали героиню Татьяны Догилевой. Важно, что Авдеев и сия мадемуазель сплотились в битве за еду.

Напомню, что в начале 1990-х даже в Москве свирепствовал (иначе не скажешь) дефицит, и те очереди, что ныне преподносятся, как «советские», были никак не советскими.

Кадр из фильма «Жених из Майами» (1994). Скриншот.
Кадр из фильма «Жених из Майами» (1994). Скриншот.

Обратите внимание на фото тех столпотворений – там типичные пуховики, стёганные пальто узнаваемого кроя, «кооперативные» шапочки у пацанов – именно начала 1990-х, а никакие не 1970-е и даже не 1980-е!

При этом в ларьках торговали «роскошью», типа Сникерсов и Марсов – весьма недешёвых в 1993 году. Было много и всяческого пойла - от алкогольного, вроде спирта Royal до безалкогольной Херши-Кола (вкус победы).

В общем, Авдеев привёз ту бойкую девушку в Америку и нам показывают их обеспеченную life – одеты круто, машина, купаются, счастливы. Героиня Догилевой резко помолодела и похорошела, носит шортики. Америка же! Тепло, вкусно, мило.

Издевательским фоном звучит «Марш Энтузиастов», где поётся: «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!» И правда, на фоне постсоветский реальности Майами мог бы сойти за Парадиз и даже за страну мечтателей.

Кадры из фильма «Жених из Майами» (1994). Скриншоты.
Кадры из фильма «Жених из Майами» (1994). Скриншоты.

Zina KorZina (c)

  • Ещё статьи об Эйрамджан-films, где он выступал или в качестве сценариста, или - и сценаристом и режиссёром.

1. Фарцовщик-эстет из «Самой обаятельной и привлекательной».

2. «За прекрасных дам» - цинизм и наивность кооперативной эпохи.

3. Почему не получился Нофелет?

4. Так ли плох перестроечный фильм «Бaбник»?