Фильмы «Самая обаятельная и привлекательная» (1985) и «Где находится нофелет?» (1987) - близнецы-братья, точнее — удачливая сестрёнка с не успешным братом. Как же так? Здесь совпадает всё, включая основной посыл картины.
Да и авторы одни и те же — Геральд Бежанов и Анатолий Эйрамжан. Различается только пол глав-героя. Но и это не важно, ибо время - иное. Принципиально — иное. Обаятельная — это 1985 год. Нофелет — уже 1987-й. Казалось бы — всего два года, а уже сменилась эпоха.
Замечу, что дамский вариант-85 гораздо оказался более популярен и в момент выхода, и по прошествии лет. Причина — понятна. Дуэт Бежанов-Эйрамжан решили сделать клон проверенной фабулы и — не угадали. По сути — фильм провалился.
Конечно же, «Нофелет» - не самый гадкий фильм второй половины 1980-х, но он так и не вошёл в негласный список «народного», любимого кино. В отличие от обаятельной-привлекательной. Разберёмся отчего?
Итак, перед нами один и тот же тип хомо-советикуса — интеллигентный, трудолюбивый, тихий и неприметный работник, без которого, тем не менее, обойтись никак не получится. И Надя Клюева, и Паша Голиков на работе заняты именно работой, а не примеркой импортных шмоток, доставанием дефицита и устройством личной жизни.
Оба героя — без пары, хотя достойны этого чуть больше всех окружающих. Но они до того скромны, что стесняются самих себя. Опять же — одеты немодно, блёкло и старообразно. И тут в их жизнях появляется человек-праздник.
Это - самоуверенная подруга Нади - Сусанна и разбитной кузен Паши — Геннадий. Оба ставят себе задачу — устроить счастье «лохов», научив нехитрым, но действенным приёмам. Оба - по всем параметрам, включая внешность и осмысленность бытия, сильно проигрывают «лохам».
Но, тем не менее, поучают. Мол, ты, родная (родной) давай, будь смелее, одевайся в импорт, гони волну. И противоположный пол непременно клюнет. И не токмо клюнет - проходу не даст.
Кстати, и Сусанна, и Геннадий не так чтобы уж очень счастливы в браке. В результате всех манипуляций, скромная Надя и такой же Паша идут навстречу тем, кто им приятен, а не к «правильным» женихам и невестам с модными фасонами стрижек. Вроде бы всё одинаково.
Так почему фильм-85 «выстрелил», а фильм-87 — увы? В 1983-1984 годах, когда снимали «Обаятельную...», ещё был возможен такой лирический герой — на фоне всех этих стильных подруг и продвинутых сослуживцев.
Надя при всех её странностях и неумении отличить Кардена от ширпотреба с Урала, не казалась чем-то этаким, выпадающим из контекста. А вот Паша в перестроечную тему никак не вписывался. Наивный персонаж в 1987 году только раздражал или, по крайней мере, не вызывал никаких эмоций.
А всё, отставшее от «паровоза» (или парохода) современности обречено на провал. Или — забвение. Неслучайно говорят, что дважды войти в одну воду нельзя. Потому что вода - иная. Не та же самая.
Зина Корзина (с)