Тело Учителя, омытое в трёх водах, умащённое душистым оливковым маслом, закутанное в отрез льняного полотна, устроили на носилках. Сотирия вложила в руку покойному лепёшку, щедро смазанную мёдом – будет, что швырнуть в жадную пасть Кербера. На обоих веках блестит по серебряной драхме – причитающаяся Харону плата за переправу по мутным водам Стикс.
Ученики – семь пар молодых рук легко подняли носилки. Их плечи почти не ощутили тяжести. Учитель высох и весил не более трёх талантов. Хором заголосили три нанятые плакальщицы. Им басовито вторила Сотирия. Так Учитель покидал этот мир.
Его смерть произвела на Ариса тягостное впечатление. Хоть и не раз ему доводилось видеть умирающих и мёртвых. Смерть вовсе не уравнивала людей. Более или менее обеспеченные могли себе позволить правильные похороны. Им и в Аиде, вероятно, будет неплохо. Рабы и нищие обречены на страдания и здесь и там.
- Как человек описывает мир в данный момент времени - таким он (мир) и становится, но Так будет не всегда, - вспоминались объяснения Учителя, - изменятся взгляды – и рассыплется прежний мир.
Даже смерть родителя, пережитая в детстве, не так тронула душу Ариса. Быть может тогда - в семилетнем возрасте его душа была незрелой? Не зря ж и детей регистрируют лишь по достижению пяти лет? А до того, ты вроде бы и не человек.
Учитель был больше отца и важнее матери. Отец и мать дали ему жизнь. Но жизнь даётся и червю, и ослу, и корове. Учитель же дал нечто большее, чем жизнь. Образ мира.
Человек в человеке ещё должен родиться. Как птенец из яйца. Процесс проклёвывания мучителен и долог порой. Один и вовсе не станет выбираться из своей скорлупы, предпочитая безопасную тесноту широте помыслов, другой – едва проклюнувшись, узрит кусочек неба, да островок зелени и примется надрывно пищать, поверив, что понял всё. И лишь самый досужий, вечно ищущий и сомневающийся отважится разрушить скорлупу и взлететь, и увидеть мир с высоты. Целиком. Такой станет философом.
Только теперь, когда Учитель замолчал на веки, все его речи, ранее недопонятые и недодуманные вдруг обрели смысл. Произошло нечто странное.
Арис и сам не понял, как? Покидая мир живых, Учитель, вместе с дыханием умудрился передать и знания. Не те, что содержатся в учёных трактатах, нечто иное – сакральное, вечное. Чудесным образом собранное из разрозненных фрагментов бытия.
Перед его внутренним взором сложилась картина - прекрасная в своей цельности. Ибо, прекрасно только то, что не раздроблено на части. Науки, как отдельные звенья одной цепи, мысли и эмоции, суть человеческих поступков, явления природы, звёзды и боги, животные и растения – всё встало на свои места. Головоломка была почти разгадана. И на Ариса снизошёл покой.
Покой спускался постепенно, как туман с гор. С каждой горстью земли, скрывавшей от Учителя ночное небо, молодому человеку становилось легче и покойнее на душе.
Экфора – перенос и захоронение тела усопшего по Афинским законам совершалась до восхода солнца.
На круглом камне добрый Ксенофон нацарапал дрожащей рукой эпитафию. Позже, когда камень рассыплется, а могила Учителя будет потеряна и затоптана, только эпитафия и уцелеет в памяти потомков.
В лоне глубоком земля сокрыла останки Платона
Дух же бессмертный его в сонме блаженных живёт
Сын Аристона, ты знал Прозренье божественной жизни
И меж достойнейших чтим в ближней и дальней земле
На рассвете ученики вернулись домой. В почтительном молчании поминали покойного, выпив немного неразбавленного вина. Далее каждому предстояло решать собственную судьбу.
Однако, со времён старика Гомера известно, что Судьбой управлять не дано. Ибо, даже Боги подчиняются Судьбе. Ты можешь только двигаться к тому, что тебя ожидает более или менее быстро. А задумаешь спрятаться, увернуться и Судьба с удовольствием посмеётся над тем, кто чаял её обмануть. Так случилось когда-то с Эдипом – прекрасный был человек и замечательный правитель. Сколько хорошего сделал для Фив! А закончил скверно. Всё от чего бежал – то на него и свалилось.
Иные люди и рождаются лишь затем, чтобы стать иллюстрацией ужасного. Другие – наоборот, спасают, указывая путь.
Арису повезло – ему предложили стать помощником лекаря в храме Аполлона. Место сытное, хлопот немного. Приготовив снадобья и микстуры, он получал в своё распоряжение самое ценное, что есть в жизни – время! Как минимум, целых полдня!
«Скажи мне, как ты проводишь схолле – и я скажу, кто ты!» - хрипловатый голос наставника теперь звучал изнутри, но так отчётливо, что Арис, бывало оглядывался – не стоит ли Учитель рядом. Но нет - никого рядом не было.
Схолле – в переводе с греческого, отдых от работы. От известного «Sholazo» происходит слово школа, которое буквально понималось как - удовольствие в умных беседах на свежем воздухе либо в красивом помещении. Школа - досуг. Заметьте! Никакого насилия – сплошное удовольствие! Лёгкость и красота.
У Ариса словно открылись глаза. Всё стало до гениального ясно и сложно одновременно. Отныне его Призвание в том, чтобы научиться досугу самому, а затем учить других.
И, не жалея сил, он нырнул в это море с головой и поплыл, где наугад, а где и по инструкциям.
(Продолжение следует) - здесь!
Иллюстрация - фотореконструкция - возможно так выглядели улицы Древнегреческих полисов.
Начало истории - ТУТ! 2 глава, 3 глава, 4 глава
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!