Валентин Серов (1865-1911) был учеником Ильи Репина и наследником лучших традиций русской реалистической школы. С самого начала своей творческой деятельности он выступает как принципиальный новатор и остается им до конца своей жизни. Серов известен своими изысканными портретами личностей Прекрасной эпохи.
Художник-революционер
Валентин Серов был немногословным, серьезным, сдержанным и очень принципиальным человеком. Революционные события 1905 года глубоко потрясли его. В результате он отказался от звания академика, потому что главой Академии художеств был великий князь Владимир, который отдал приказ стрелять в безоружных демонстрантов. Он также пожертвовал деньги и рисунки в фонд помощи революционерам.
Прежде всего, Серов был очень требовательным человеком. Несмотря на то, что он был очень известен и его хвалили, его всегда преследовала неудовлетворенность собственной работой. Если ему казалось, что портрет впадает в банальность, Серов называл его “портретом портрета”.
“Каждый портрет для меня как болезнь”.
Валентин Серов, письма, 1985. Virtualrm.
Портрет последнего российского императора
В 1900 году Серов завершил домашний портрет Николая II. Он написал портрет всего за два сеанса. Поначалу работа шла не очень хорошо, и художник не смог сделать удачный набросок. Затем Николай, в своей повседневной одежде, усталый, сел за стол – Валентин Серов ухватился за этот редкий момент. Он немедленно создал копию картины, потому что портрет не понравился императрице; она была в комнате во время сеансов и давала художнику советы. В какой-то момент Серов предложил Александре Федоровне самой закончить картину. Она ушла, а художник продолжил работать.
Европейский или русский?
В 1887 году Серов уже был признан признанным художником благодаря картине "Девушка с персиками". Этот шедевр был написан, когда ему было всего 22 года. В это время русское искусство эволюционировало от критического реализма к поэтическому реализму. Итак, Валентин Серов освободился от негативного отражения событий и обратился к счастью и красоте как к основным темам в своем искусстве.
В этой работе представлены молодость, весна и жизненная сила. Девушка с персиками, кажется, наполнена радостным светлым оживлением, которое сквозит во внешности изображенной девушки. Натурщица - Вера Мамонтова, дочь русского купца (и мецената) Саввы Мамонтова. В то время ей было 11 лет, и энергичному ребенку было чрезвычайно трудно позировать! В результате на создание портрета ушло два месяца ежедневной работы.
Вместе с Константином Коровиным Серов представляет русских художников-импрессионистов. Черты, характерные для искусства импрессионистов, как и фрагментарно изображенные объекты, легко заметить в картинах Серова. Серов был очень европейским художником, когда дело касалось его стиля, хотя он был вполне русским в направлении своих художественных поисков.
Серов и его творческие души
В 1890-х годах Серов в основном изображал писателей, актеров и художников. Конечно, он, казалось, был заинтригован творческими личностями (не все ли мы, дорогие читатели?).
Творческие личности показаны в искусстве Серова как романтические, одинокие гении. Русский писатель Максим Горький изображен с выражением очаровательной мысли, всегда готовым удивляться. Кажется, что он с кем–то разговаривает - и этим кем-то, скорее всего, является само время или история. В композиции своего портрета Серов использовал позу одной из скульптур Микеланджело.
Актриса Мария Ермовола показана полностью, стоя прямо, если смотреть сбоку. Портрет погружен в атмосферу тишины. Как и лицо Максима Горького, лицо Ермоловой, кажется, светится внутренним светом.
В то же время Серов создавал и великолепные парадные портреты. Читайте об одном из них, портрете княгини Ольги Орловой, здесь!
Способ Серова изображать
Еще один впечатляющий портрет - Генриетты Гришем. Серов всегда тщательно выбирал позу и обстановку. Что означает движение руки Гиршмана? Хочет ли она снять свое меховое боа или оставить его, не важно. Важно, чтобы этим жестом красивая, богатая дама защищала себя, как недоступную драгоценность, и в то же время демонстрировала свою красивую, хрупкую руку. В картине нет вульгарности или броскости. Однако ее изысканный и гордый жест и выражение лица сразу дают понять, что эта женщина принадлежит к элите.
“Многие хотели, чтобы Серов удостоился этой чести, но многие боялись его всевидящего ока”.
Ольга Серова, Воспоминания о моем отце Валентине Александровиче Серове, 1986.
Портрет танцовщицы Иды Рубинштейн - нечто необычное среди картин Серова. Художник явно вдохновлялся стилем модерн. Его Ида современная, терпкая и графичная, которая идеально передает характер модели.