Цирцея - один из очаровательных персонажей эпической поэмы Гомера "Одиссея". Из-за ее сложной и нетрадиционной натуры многие художники пытались изобразить ее по-своему, уникальным образом на протяжении всей истории. Тем не менее, был один конкретный художник, который нарисовал ее не один раз, а три раза. На творчество английского художника Джона Уильяма Уотерхауса большое влияние оказали древние литературные источники и мифы. Тем не менее, Цирцея, очевидно, занимала особое место в его жизни, потому что не так много случаев, когда он изображал одного и того же персонажа три раза. В этой статье мы рассмотрим три шедевра Уотерхауза, которые сразу всплывают в нашем сознании всякий раз, когда мы читаем 10-ю книгу "Одиссеи".
Краткий взгляд на Уотерхауза
Джон Уильям Уотерхаус родился (крещен) в 1849 году в Вечном городе, Риме. Его семья переехала в Англию сразу после его рождения. Многие его современники, друзья и родственники также называли его Нино. Первоначально его главным интересом была скульптура, но после того, как он осознал свой дар и талант в живописи, он сместил фокус внимания. Будучи художником викторианской эпохи, Уотерхауз умудрялся оставаться эклектичным в своем искусстве, вместо того, чтобы полностью придерживаться эстетики статус-кво своего времени. Он был вдохновленПрерафаэлиты, критиковавшие художественную и интеллектуальную позицию Королевской академии. Вопреки идеализму, прерафаэлиты использовали натурализм и реализм в своих работах. Антивикторианская реакция прослеживается в большинстве работ Уотерхауза, на которые большое влияние оказали как древние, так и более поздние литературные источники. К ним относятся пьесы, эпические поэмы, мифы и исторические свидетельства. Его канонические шедевры, такие как "Эхо и Нарцисс" (1903) и "Одиссей и сирены" (1891), стали глубоко интегрированными в повествования этих персонажей.
Кто такая Цирцея?
Прежде чем непосредственно углубляться в картины, давайте сначала вспомним, кем на самом деле была Цирцея. Ее отцом был Гелиос, Бог Солнца и хранитель клятв. Ее мать Персея была нимфой-океанидой. У Цирцеи было два брата и одна сестра. Ее сестра, Пасифая, была царицей Крита, а ее братья, Эест и Персес, были правителями Колхиды. Другими словами, Цирцея имела божественное и благородное происхождение, но, в отличие от своих братьев и сестер, она жила на необитаемом острове Айайя, вдали от крупных поселений. В случае прибытия неожиданных посетителей она часто превращала их в животных, таких как волки, львы и свиньи. Если бы Одиссей не получил помощи Гермеса, он был бы одним из этих животных и не добрался бы до своего дома, Итаки. Теперь давайте посмотрим, как Уотерхауз изобразил Цирцею, волшебницу-обманщицу.
Цирцея предлагает кубок Одиссею
В настоящее время этот шедевр выставлен в галерее Олдхэм, расположенной в Великобритании. "Цирцея, подносящая чашу Одиссею", возможно, является величайшим изображением Цирцеи на сегодняшний день с точки зрения богатства композиции и точности изображения как сюжетов, так и обстановки. Уотерхауз смог изобразить ее красивой и хитрой женщиной, что полностью соответствует ее представлению в "Одиссее". Выражение ее лица и поза демонстрируют ее уверенность в своем сюжете и магических способностях. Она готова подать заколдованное вино Одиссею, не зная, что он только что получил помощь от Гермеса на этом пути. Помимо нашей основной темы, мы видим двух свиней, одну за троном, а другую у ее ног, которые являются ее недавними жертвами. В зеркале видно отражение легендарного Одиссея, который находится там, чтобы спасти свою команду. Кроме того, мы можем увидеть его корабль, а также вход в дом Цирцеи, который, кажется, имеет дорические колонны.
Видимая Цирцея
"Цирцея невидимая" - второе изображение Уотерхауза, которое в настоящее время выставлено в Художественной галерее Южной Австралии. На этот раз литературный источник, из которого Уотерхауз черпал вдохновение, перешел от "Одиссеи" к "Метаморфозам" римского поэта Овидия. В книге 14 Главк прибыл на остров Цирцеи, чтобы обратиться за помощью. Когда-то он был обычным рыбаком, но позже стал бессмертным русалом с предсказательными способностями, съев таинственную траву. Он попросил Цирцею помочь ему завоевать сердце Сциллы, которая была прекрасной нимфой. Цирцея отказалась помочь, потому что у нее были чувства к Главку и она ревновала. Чтобы заставить их заплатить за то, что они ранили ее чувства, Цирцея превратила Сциллу в отвратительного монстра. Уотерхаус изобразил Сциллу под ногами Цирцеи, где она переживает болезненную трансформацию. И снова художник смог передать огромное количество ревности и ненависти к Цирцее выражением ее лица и взглядом в ее глазах. Делая это, Уотерхауз блестяще подчеркивает ее мастерство в колдовстве, изображая момент, когда она выливает свое волшебное зелье на Сциллу.
Волшебница
Существует две версии "Волшебницы", и, к сожалению, они являются частью частных коллекций и недоступны для публики. В своем третьем и последнем изображении Цирцеи Уотерхаус изобразил ее в ее доме на острове Айайя. На этот раз мы видим Цирцею не в злодеянии, а в одном из ее обычных моментов. Это произведение, прославляющее человеческую сторону Цирцеи, а не ее божественную часть. Она, конечно, кажется более вдумчивой и спокойной, а не пугающе сильной. Используя ее книгу заклинаний и бутылочку с зельями, Уотерхаус снова подчеркивает ее интеллектуальность и божественное коварство. Вопреки этому, мы видим опрокинутую чашу с вином. Это можно интерпретировать как ее человеческие чувства и амбиции. Цирцея просто не тот персонаж, который случайно опрокинул бы какой-нибудь предмет. Она явно намеренно опрокинула это, и Уотерхауз оставляет причину в умах любителей искусства.