Преобладающим литературным и художественным движением, возникшим в первой половине викторианской эпохи, был романтизм, официально до 1850 года. Романтики делали акцент на идее, что индивидуальная субъективность и возникающие в результате эмоциональные реакции, особенно экстремальные, могут вырваться на свободу от рационализма, навязанного Просвещением и может быть использован в качестве источника эстетического опыта. Они стремились к возвышенному и верили, что истина и красота поддерживают друг друга. В поисках возвышенности было естественно обратиться к природе и пейзажам. Картина выше Питера Грэма (1836-1921) датируется 1878 годом, но она идеально отражает романтические идеалы. Атмосферный и задумчивый пейзаж Грэма богат интенсивным эмоциональным откликом на настроение своего окружения. Свободная манера письма и сильный акцент на свет отражают понимание художником возвышенного, присущего пейзажу Шотландии. Величие и чистота природы, описанные Грэмом, неоспоримы.
Уильям Пауэлл Фрит (1819-1909), с другой стороны, любил изображать повседневную викторианскую жизнь. Он любил панорамные сцены, полные суеты и активности – мой любимый - железнодорожный вокзал, 1862. Это почти карикатурная картина, больше похожая на то, что должно было стать иллюстрацией в периодическом издании или снимком сцены из романа девятнадцатого века. Каждый персонаж вовлечен в какое-то взаимодействие, от подбора шляпных коробок и поцелуя своих детей до ухода за собаками и предъявления билетов. У каждого лица разное выражение: обеспокоенное, удивленное, беспечное, рассеянное, даже умоляющее. Сама станция больше похожа на линейный рисунок, который уходит вдаль, что помогает сосредоточить наше внимание на людях. Фрит уделяет внимание деталям, особенно одежде: палитра, которую он использует, довольно приглушенная, но среди прочего мы можем увидеть меха, шелка, бархат, шерстяные шали с бахромой и разнообразные шляпы. Путешественники уронили вещи на пол, а багаж остался без присмотра, пока сотрудники станции загружают багаж в поезд. Это замечательная сцена, показывающая момент из повседневной викторианской жизни.
Фрит был занят не только изображением своих собратьев-викторианцев, он также был занят их созданием! От своей первой жены Изабель ему удалось произвести на свет не менее двенадцати детей, в то же время поддерживая любовницу Мэри, которая жила всего в миле от него и с которой он произвел на свет еще семерых детей. Действительно, занятой человек, и вряд ли он является воплощением британской викторианской морали и респектабельности среднего класса, которые считались столь важными в то время. Однако в конечном итоге он поступил правильно: когда Изабель умерла в 1880 году, он сделал Мэри честной женщиной, женившись на ней. Очень правильно!