Найти тему
281,1K подписчиков

Павел Флоренский - человек переломной эпохи

601 прочитал

Общество модерна – это общество постепенного слома старых устоев, в том числе и религиозных. Новая светская мораль и наука начали постепенно теснить религию, ставить на первое место мирское, а не духовное. Первая мировая война сбросила с европейского общества шелуху старой традиционной морали и духовности, показав истинный облик человека - крайне отталкивающий, надо заметить. А бурный период становления новой Европы в 20-30-х годах лишь подтвердит, что религии в новом мире уготована крайне незавидная роль, ведь у людей теперь новые боги – боги, порожденные разумом. Подобные условия рождали крайне незаурядных людей, которые пытались если не остановить колесо истории, то хотя бы сохранить частичку старого мира. Именно таким был Павел Флоренский.

Его путь к Богу был крайне нетипичным для эпохи начала XX века. Он родился в небогатой семье технической интеллигенции: его мать происходила из аристократии армянского Нагорного Карабаха, отец был духовного звания, но давно потерял связь с церковью и работал инженером-путейцем. Семья была нерелигиозна, а сам Павел был скорее атеистом: гимназистом он обводил черной рамкой уроки закона Божьего в расписании и никогда не бывал в церкви. Он отлично учился и поэтому в 1899 году поступил в МГУ на физико-математический факультет (из него позже вырастет МФТИ). Там он проявил себя с лучшей стороны, ему уже рисовали впечатляющие карьерные перспективы.

Но там же, в МГУ, он познакомился с представителями московской творческой интеллигенции: Брюсовым, Бальмонтом, Гиппиус, Блоком. В начале века богема была увлечена религиозной мистикой, а сам Флоренский в это же время получил мистический опыт - к нему во сне сошёл сам Бог. Увлечение мистикой вскоре переросло в тягу к религии, и к концу обучения в МГУ Флоренский, вопреки советам своих преподавателей, не остался работать на математической кафедре, а поступил в Духовную академию. В этот период он пишет философско-религиозные труды, прославившие его на всю страну. В 1911 году он окончательно определяется с будущим и принимает духовный сан. И единственным темным пятнышком на его биографии этого периода является публикация им анонимных пасквилей против евреев. Он искренне верил, что истории про евреев, убивающих христианских детей ради бесовских ритуалов правда и не отказался от своих взглядов.

Во время Первой мировой Флоренский, не способный остаться в стороне из-за своего морального выбора - помогать людям, идёт простым санитаром в медицинский поезд. После революции, которую Флоренский считал настоящим апокалипсисом, он снова ставит интересы общества выше личных и взваливает на себя крест - попытаться сохранить духовное наследие России. В 1918 году Флоренский входит в качестве научного руководителя в Комиссию по охране памятников искусства, где занимается вопросом сохранения Троице-Сергиевой лавры. Большевики хотели превратить монастырь в музей, Флоренский же пытался добиться создания на базе монастыря “живого музея” - где монахи продолжили бы вести повседневную жизнь, а посетители могли прийти и на это посмотреть. Но данная идея столкнулась с серьезным противодействием, так как большевики резонно предполагали, что такой музей может стать распространителем антисоветской пропаганды.

В то же время революция и тектонические сдвиги в обществе снова привели Флоренского к технической деятельности, так как это был надежный способ заработать денег для пропитания. В 1919 году он устраивается на завод “Карболит”, занимавшийся производством пластмассы. Материал карболит, изобретенный в 1913 году, был отличным диэлектриком (изолятором - материалом, плохо проводящим электрический ток), и Флоренский занимался на заводе улучшением технологии производства. Именно благодаря этой работе он пишет прорывную для советской науки монографию на тему изучения электромагнитных полей и диэлектриков.

В это же время он устраивается в Главэнерго (прообраз министерства энергетики), а также его привлекают к работе Комиссии ГОЭЛРО и разработке Технической энциклопедии, для которой он написал 127 статей. Его научные статьи по вопросам исследования электромагнитного поля регулярно выходят в журнале “Электричество”, а результатом работ по электротехническому материаловедению становится написанный им курс лекций, который он прочитал в 1931-1932 году сотрудникам Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ). Кроме того, на имя Флоренского в 1920-е было выдано не менее 10 авторских свидетельств, ещё часть заявок были отклонены из-за пересечений с другими патентами.

Не смотря на то, что Флоренский вёл крайне активную научно-техническую деятельность, он не забывал и о духовном, ведя активную переписку с друзьями по вопросам философии и веры, а также выступал как духовник для близких друзей. Но роковым для Флоренского стало продолжение участия в работе Комиссии по охране памятников искусства. К концу 1920-х в советской прессе началась новая антирелигиозная кампания, в рамках которой в том числе началась травля членов комиссии. Про Флоренского выходит несколько статей обличительного содержания, а на него самого пишут несколько доносов.

В 1928 его высылают в Нижний Новгород, но после заступничества Екатерины Пешковой возвращают в Москву и даже выбивают для него разрешение эмигрировать в Прагу. Но Флоренский отказывается - он готов нести свой крест до конца на своей родине. В 1933 году его арестовывают и ссылают в Сибирь. Там отличного ученого отправляют не валить лес, а на мерзлотную станцию, где он занялся изучением вечной мерзлоты. В 1934 году был отправлен в спецлагерь на Соловках, где в тот период были созданы условия для принудительного труда ученых. Здесь он улучшает процесс получения йода, а также изобретает процесс выделения агар-агара из водорослей, позже ставший основновным в СССР. Всего за это время он оформил ещё 4 патентных свидетельства.

Так как в лагере для ученых был более мягкий режим, чем в прочих, то Флоренский продолжил вести переписку, которая позволяет лучше понять жизнь в спецлагере и то, как сам Флоренский переносил невзгоды:
http://ihst.ru/projects/sohist/papers/priroda/1993/12... Флоренский оставался глубоко верующим человеком, который смиренно переносил тяготы этого грешного мира: «Свет устроен так, что давать миру можно не иначе, как расплачиваясь за это страданиями и гонениями. Чем бескорыстнее дар, тем жестче гонения и тем суровее страдания».

Общество модерна – это общество постепенного слома старых устоев, в том числе и религиозных.

В 1937 году Флоренского внезапно вывозят в Ленинград для суда. Официальная причина - ведение троцкистской агитации и рассуждения о неминуемом начале войны. Правда, донос был написан на Флоринского, и человек с такой фамилией был в том же самом лагере - арестованный в 1934 году дипломат. Но из-за канцелярской ошибки Флоринский превращается в Флоренского, и тот осуждается судом-тройкой к высшей мере.
Павел Флоренский был незаурядным человеком, сумевшим в своём мироустройстве органично совместить науку и религию. Его вклад в обе сферы бытия велик, но эпоха больших перемен перемолола его в своих жерновах.

Был посмертно реабилитирован и признан невиновным по всем статьям в 1958 и 1959 году.

Статья Владимира Герасименко