Задумаешься об истории прогрессив-рока, и на ум приходят клавишники в халатах, с трудом передвигающиеся между бесконечного количества проводов, присоединенных к их Moog. И тем не менее многие из ключевых фигур в прог-роке были гитаристами, и в проге явно не меньше потрясающих гитарных соло, нежели в блюз-роке, хард-роке или метале.
В некоторых коллективах эти самые прог-гитаристы являются лидерами и идейными вдохновителями своей группы, иногда они просто музыканты, поддерживающие эти космические полеты, оставаясь на земле.
Предлагаю свою версию лучших гитаристов прога.
21. Энди Латимер (CAMEL)
Для группы, осваивающей потусторонние звуковые пространства, идеально подходил очень эмоциональный музыкант с расслабленной, текучей манерой игры. Именно благодаря ему у CAMEL всегда был узнаваемый звук, тем более, он был единственным постоянным участником группы.
Хит группы Rhayader Goes to Town из альбома The Snow Goose - соло Латимера звучит одновременно и фанково, и очень чувственно, драматизм гитарной партии усиливается очень удачными подтяжками струн в кульминационных моментах.
20. Ян Аккерман (FOCUS)
Голландский гитарист всегда был одной ногой в мире джаза, а другой – в классической музыке и музыке эпохи Возрождения. И по-видимому, Аккерман - единственный прог-гитарист, записавший сольный альбом, основным инструментом которого является лютня - Tabernakel 1974 года. Бесконечное соло в Anonymous II - захватывающий полет его джазовой фантазии.
И совсем другое - классический метал-рифф в Hocus Pocus.
17. Джон Петруччи (DREAM THEATER)
Видимо, лучший прогрессивный гитарист в метале, не просто технарь, а музыкант, никогда не забывавший и об общей динамике произведения.
Behind the Veil из одноименного альбома 2013 года - одно из его ярких проявлений. Соло постепенно разворачивается из лиричной, сдержанной темы, а потом взрывается именно тогда, когда этого уже вовсю требует нарастающее напряжение.
18. Джастин Хейворд (THE MOODY BLUES)
Став со временем великим исполнителем баллад THE MOODY BLUES, Джастин Хейворд начинал с того, что предпочитал быть просто музыкантом рок-н-ролльной группы. Присутствие такого стабильного солидного гитариста было чрезвычайно полезно для группы, а поскольку MOODIES никогда не были сторонниками длинных гитарных соло, Хейворд стал большим мастером коротких, мелодичных и очень точных, утверждающих фраз. В The Story in Your Eyes совершенно незабываемая гитарная мелодия, она и по сей день - одна из их самых красивых.
17. Пай Хастингс (CARAVAN)
Основатель и лидер группы, принадлежащей к так называемой кентерберийской школе, в конечном итоге привлек других гитаристов для сложной работы. Но самые любимые поклонниками альбомы группа записала как квартет с одной гитарой, и ранние песни CARAVAN демонстрируют умение Пая Хастингса великолепно свинговать, а также его неоспоримый талант к сочинению тяжелых гитарных риффов. Nine Feet Underground наглядно показывает нам и то, и другое.
16. Ричард Уильямс (KANSAS)
Гитарист KANSAS - довольно-таки скромная личность. KANSAS - одна из самых коммерческих прог-групп, и Ричарда Уильямса частенько упускают из виду. Но есть две причины, по которым в этом списке место для него должно быть зарезервировано. Во-первых, это гитарные риффы Carry On Wayward Son.
Во-вторых, в период расцвета в KANSAS было два соло-гитариста, Уильямс и Керри Ливгрен, но в более позднем составе Уильямс отыграл в одиночку более 20 лет, отлично справляясь на концертах с обеими партиями ранних вещей.
15. Майк Олдфилд
Да, Майк Олдфилд прежде всего композитор, но для усиления драматизма своих произведений он порой проявляет себя и как незаурядный гитрист. Послушаем кульминационную часть Hergest Ridge, в которой, как говорят, было наложено 90 гитарных партий. Но он может быть не менее эффектным и с соло-гитарой, как например в третьей части Incantations.
Или в нехарактерно запильном для него соло, которое подводит первую часть Ommadawn к захватывающей кульминации.
14. Питер Бэнкс (YES, FLASH)
Гитаристу-основателю YES Питеру Бэнксу обычно уделяют меньше внимания, чем двум другим его шестиструнным коллегам, но ведь именно он участвовал в изобретении того рок-оркестрового звучания, на котором позже основывали свою игру Хау и Тревор Рабин. К тому же в бытность свою в YES, он записал и несколько очень вкусных гитарных соло.
13. Эдриан Белью (KING CRIMSON)
Белью - это прог-гитарист, который также сильно любит рисовать аутентичные звуковые пейзажи, как и играть отличные поп-песни. Немногие исполнители охватывают столь широкий диапазон самовыражения, от экспериментальных сольных альбомов до умной поп-музыки группы THE BEARS, в которой он участвовал. Но лучше всего у него получаются запоминающиеся мелодии с блестящими яркими гитарными вспышками. Пример? Вспомним Big Electric Cat.
12. Тодд Рандгрен (UTOPIA)
Тодд Рандгрен многое умеет делать хорошо, но его потрясающие навыки соло-гитариста всегда были его козырным тузом. UTOPIA продемонстрировала, что он вполне может постоять за себя в группе с тремя клавишниками, а на своих сольных альбомах он бросил вызов себе, играя с джазовыми музыкантами. В заглавной песне альбома Initiation он в какой-то момент уступил лидерство саксофону Дэвида Сэнборна, но его гитарное соло в песне абсолютно трансцендентно.
10. Тревор Рабин (YES)
Ещё задолго до того, как он присоединился к YES, Рабин был хорошо известен как потрясающий музыкант, он уже записал несколько сольных альбомов, играя на всех инструментах. И несмотря на то, что он, видимо, был наиболее склонен к шреду, чем любой другой гитарист YES, это совсем не означало, что он не мог работать на песню. Changes, одна из самых ярких вещей пластинки 90125, представляет всё то, что он умеет делать хорошо: техничные соло, ритм-партии в стиле ранних POLICE и совершенно роскошные каденции во вступлении.
9. Гэри Грин (GENTLE GIANT)
GENTLE GIANT обычно вываливали в кучу так много музыкальных идей, что все могло бы развалиться, если бы в миксе не было солидного прог-гитариста. На более поздних альбомах, когда GIANT перешли к более прямолинейному звучанию, Гэри Грин просто наслаждался жизнью. Но он был не менее великолепен и в более сложных произведениях GIANT, в первую очередь в On Reflection, где он во многом управляет песней, спетой по большей части а капелла, и добавляет в конце мелодию вместе с клавишными Керри Минниара.
8. Робин Троуэр (PROCOL HARUM)
Более чем четырехдесятилетняя сольная карьера Робина Троуэра дала точный ответ: нет никаких сомнений в том, что его сердце принадлежит блюзу. И во время своего пребывания в PROCOL HARUM он фактически играл блюз, но в прог-контексте. Главное качество Троуэра - всегда быть максимально выразительным, и его работа частенько сводилась к крестовому походу одного человека против излишеств в количестве сыгранных нот. В этом плане как мастерский ход можно расценивать его соло, cыгранное на одной ноте в Shine on Brightly и идеально подчеркивающее тему творческого безумия в тексте песни.
7. Фрэнк Заппа
Если рассматривать Фрэнка как музыканта в целом, то тут он явно выходит за рамки любых простых определений. Но как соло-гитарист..... Его работа вполне комфортно вписывается в сферы прогрессива. И всякий раз, когда он солировал на концерте, группа скатывалась куда- то между роком, джазом и классикой. Инструментальный (кроме одной композиции) альбом Hot Rats оказал огромное неоценимое влияние на прог в целом.
А некоторые из его соло, например, на Watermelon in Easter Hay с альбома Joe’s Garage, в полной мере демонстрируют красоту и изысканность, на которые он всегда был способен.
6. Стив Хакетт (GENESIS)
Стив утверждает, что это он изобрел тэппинг. Ну, по крайней мере, его соло в Dancing With the Moonlit Knight - совершенно точно один из первых известных случаев использования этой техники.
Помимо этого, у него есть довольно-таки редко встречающаяся среди рок-музыкантов тяга к классической гитаре с нейлоновыми струнами, которой он посвятил целые альбомы. Но если вы хотите услышать его настоящую силу, кульминацию его величия - то вот вам соло на Firth of Fifth.
5. Мартин Барр (JETHRO TULL)
Гитарист JETHRO TULL всегда был в душе блюзменом, и это стало ключом к звучанию TULL, он добавлял блюзовую основу для каждого прога или фолка группы. Порой он играл потрясающие соло в сложных произведениях - Thick As a Brick, многое из классики TULL построено на его риффах.
Существует легенда, которая гласит, что своё великолепное соло в Aqualung он сыграл за один дубль, желая произвести впечатление на наблюдавшего за процессом Джимми Пейджа.
4. Алекс Лайфсон (RUSH)
Возможно, это единственное пауэр-трио, в котором ритм-секция временами затмевала соло-гитариста. Тем не менее Алекс Лайфсон был бы выдающейся звездой практически в любой другой группе, и то, что он дал RUSH, было также совершенно неизмеримо. Он мог играть тяжелую лид-гитару, более тонкие заполнения или дикие экспериментальные соло. В одном из основных шедевров его карьеры La Villa Strangiato есть все три этих компонента.
3. Дэвид Гилмор (PINK FLOYD)
Дэвид Гилмор пришел в PINK FLOYD в те времена, когда они еще были психоделической группой, и без особых проблем влился в этот образ мышления.
В The Narrow Way, его главной темы из Ummagumma, Дэвид занялся исследованиями поистине космических возможностей использования слайда, стил-гитары и закольцованного эха.
Но прежде всего он всегда был эмоциональным гитаристом, чья работа с годами становилась все более душевной. Кульминацией стало его длинное вступительное слово в песне Shine On You Crazy Diamond, это один из самых ярких моментов в прог-музыке.
2. Стив Хау (YES)
Как гитарист, Стив Хау воплотил в себе все самое лучшее, что есть в прог-роке. Бесконечное воображение, очень эклектичный музыкальный вкус, великолепное чутье на разнообразие звуков и образов. Стив легко исполняет яростные электрические соло, но запросто может стать очень лиричным в Mood for a Day.
Или очень бодрым - в Clap.
1. Роберт Фрипп (KING CRIMSON)
Кто-то назвал Роберта Фриппа Майлзом Дэйвисом прог-рока. Блестящий музыкант, который очень четко использовал постоянно меняющийся состав группы, как инструмент. Каждая версия KING CRIMSON предлагала совершенно новый, неизвестный никому ранее звуковой ландшафт, и Фрипп соответствующим образом менял свою гитару. Резкие яркие гитарные вспышки, неожиданно возникающие и так же неожиданно успокаивающиеся и переходящие в еле заметную мерцающую гитару, «неземное» гамелановое звучание эпохи Discipline стали товарными знаками Фриппа.
Что же касается его технического мастерства, то достаточно сказать, что даже очень сильные прог-гитаристы тратят десятилетие, чтобы как-то освоить партию Fracture.