Найти в Дзене
Epoch Times Russia

Эротическая «Мона Лиза Южного полушария» Фредерика Лейтона стала иконой викторианского искусства

Оглавление

КАРТИНА НАПИСАНА В ПОСЛЕДНИЙ ГОД ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Автор: Мишель Пластрик

Фрагмент картины Фредерика Лейтона «Пылающий июнь», 1895 год. (Public Domain)
Фрагмент картины Фредерика Лейтона «Пылающий июнь», 1895 год. (Public Domain)

Постоянная экспозиция Музея искусств Понсе в Пуэрто-Рико включает одну из самых примечательных коллекций викторианского и прерафаэлитского искусства.

Основатель музея Луис А. Ферре собирал эту впечатляющую коллекцию с конца 1950-х до середины 1970-х гг., когда подобные произведения искусства были не в моде. Однако в викторианскую эпоху, когда эти работы были созданы, они пользовались огромной популярностью.

Одним из художников этой эпохи был лорд Фредерик Лейтон (1830–1896). Ещё при жизни его живописные работы вызывали международный интерес. Первую большую картину Лейтона купила сама королева Виктория. По мере роста его карьеры он стал президентом Королевской академии художеств. Незадолго до смерти его возвели во дворянство, он был единственным британским художником, удостоенным этой чести.

Икона викторианского искусства

«Пылающий июнь», 1895 год, Фредерик Лейтон. Музей искусств Понсе. Понсе, Пуэрто-Рико. (Public Domain)
«Пылающий июнь», 1895 год, Фредерик Лейтон. Музей искусств Понсе. Понсе, Пуэрто-Рико. (Public Domain)

Самая известная картина Лейтона — «Пылающий июнь». Этот шедевр викторианского искусства является частью постоянной коллекции Музея искусств Понсе и получил название «Мона Лиза Южного полушария».

Поскольку основные галереи музея закрыли на ремонт из-за повреждений, нанесённых землетрясением в 2020 году, картина вместе с несколькими другими работами прерафаэлитов до февраля 2024 года выставлена в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Директор музея Макс Холляйн сказал:

«Немногие работы могут сравниться по красоте с «Пылающим июнем» Лейтона».

Картина была написана в последний год жизни Лейтона. Композиция, формы и использование художником сияющего цвета завораживают зрителя. Спящая на мраморном сидении женщина лежит в позе эмбриона. Одета она в ярко-оранжевую прозрачную тунику, которая вместе с её раскрасневшейся кожей придаёт картине особую чувственность. Поза этого «олицетворения июня» отчасти навеяна знаменитой скульптурой Микеланджело «Ночь», выполненной для гробницы Медичи во флорентийской базилике Сан-Лоренцо.

Лейтон включил олеандры в придуманный средиземноморский фон. Декоративное растение имеет древнюю историю выращивания в Средиземноморье и очень ядовито. Неизвестно, символизирует ли его включение в полотно аналогию между спящей женщиной и смертью, поскольку нет никаких записей Лейтона по поводу более глубокого смысла картины и её названия.

Оживлённая жизнь

Эскизы головы и фигуры к «Пылающему июню» 1895 года Фредерика Лейтона. Центр обновления искусства. (Public Domain)
Эскизы головы и фигуры к «Пылающему июню» 1895 года Фредерика Лейтона. Центр обновления искусства. (Public Domain)

«Пылающий июнь» получил высокую оценку критиков на дебютной выставке в Королевской академии. Сначала картину отдали в аренду на несколько лет музею Эшмола в Оксфорде, но в начале 1930-х гг. владелец продал её рыночному торговцу в Челси, а тот её продал производителю рам за 50 фунтов стерлингов.

В том же году картину перепродавали, в том числе парикмахеру, прежде чем её купил историк искусства и торговец, который специализировался на переоценке викторианских работ и высоко ценил их. Торговец продал картину Луису А. Ферре, одному из основателей Музея искусств Понсе, за $1000, так она попала в коллекцию музея.

Сохранились эскизы Лейтона к картине «Пылающий июнь». На них изображены драпировки, обнажённая фигура и общая композиция. Однако главный рисунок был известен учёным только по иллюстрации 1895 года в «Журнале искусств». Но в 2014 г. специалисты аукциона оценивали поместье Марии, герцогини Роксбургской. Саймон Толл, специалист Sotheby’s по викторианскому искусству, обнаружил оригинал рисунка «висящим за дверью в спальне леди Роксбург в Уэст-Хорсли-Плейс. Это удивительная находка».

Работу, вероятно, купил дед леди Роксбург непосредственно в поместье Лейтона после смерти художника в 1896 году. В 2015 году наследник леди Роксбург продал рисунок на аукционе «Сотбис» в Лондоне за 167 тыс. фунтов стерлингов, что стало рекордной ценой за рисунок на бумаге. Но он вновь исчез из частной коллекции.

Фотография лорда Лейтона в мастерской в его доме на Холланд-Парк-роуд, 2, 1894 г., сделана Дж. П. Мэйоллом. (Public Domain)
Фотография лорда Лейтона в мастерской в его доме на Холланд-Парк-роуд, 2, 1894 г., сделана Дж. П. Мэйоллом. (Public Domain)

Возможность погрузиться в мир Лейтона с его особыми эстетическими идеалами вновь появилась с открытием в октябре 2022 года дома художника, ставшего музеем. В лондонском доме Holland Park провели масштабный ремонт стоимостью 8 млн фунтов стерлингов. Специально спроектированную мастерскую художника, где Лейтон написал «Пылающий июнь», восстановили, и она стала выглядеть, как при жизни художника.

Здание построено в классическом стиле, имеет сдержанный кирпичный фасад, который контрастирует с изысканно богатыми интерьерами с такими названиями, как Арабский зал, Шёлковая комната и Зал Нарцисса. Лейтон сказал, что построил Арабский зал «ради того, чтобы время от времени смотреть на что-то прекрасное».

Мишель Пластрик, арт-консультант из Нью-Йорка

Источник: The Epoch Times