Найти тему
История живописи

"Отходит от перрона поезд, как будто от души моей" в русской живописи

Продолжим сегодня тему железных дорог и мчащихся (если это слово применимо к событиям более вековой давности) вдаль поездов, изображенных на картинах художников. Первая статья на этот сюжет вышла достаточно давно, поэтому добавлю ссылку на нее, для тех, кто, быть может, пропустил:

Первым автором будет один из основателей Товарищества передвижных художественных выставок, Василий Григорьевич Перов, но не его остро-социальная работа, как вполне уместно было бы ожидать, а ироничная и добродушная жанровая картина:

"Сцена у железной дороги", В.Г. Перов, 1868. Третьяковская галерея, Москва.
"Сцена у железной дороги", В.Г. Перов, 1868. Третьяковская галерея, Москва.

Мы видим ямщиков и их пассажиров, некоторые из которых, возможно, в первый раз видят железнодорожный состав. Стоящие у железнодорожного переезда извозчики выражают неподдельное изумление при виде щеток для очистки путей от снега, которые выглядят как простые метлы (только без палок, разумеется). Несмотря на то, что железная дорога появилась в России много десятилетий назад, для многих представителей крестьянства она еще долгое время была "дивным дивом".

Далее у нас будет еще одна жанровая работа (но, пожалуй, более академичная) другого Василия и тоже профессора Академии художеств - Василия Владимировича Пукирева.

"Строительство железной дороги", В.В. Пукирев, 1871. Нижегородский художественный музей.
"Строительство железной дороги", В.В. Пукирев, 1871. Нижегородский художественный музей.

Однако же в отличие от предыдущего художника, Пукиреву судьба готовила гораздо менее длинный творческий путь, ведь как раз с начала 1870-х, когда и написана эта работа, у него начались серьезные проблемы со здоровьем, которые в итоге вынудили его отказаться сначала от преподавания, а затем и от живописи вообще.

Следующим у нас будет известный мастер лирического пейзажа, работа которого уже была в предыдущей подборке - Исаак Ильич Левитан. Но в отличие от той картины, светлой и ясной, эта как раз-таки показывает нам художника с более привычной стороны, по крайней мере так показалось мне:

"Вечер после дождя", И.И. Левитан, 1879. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Вечер после дождя", И.И. Левитан, 1879. Русский музей, Санкт-Петербург.

Вечер, недавно прошел дождь и вы вместе с автором картины стоите на деревянном перроне, доски которого блестят от влаги и ждете поезда, который уже виднеется вдали. Не знаю как у вас, а у меня есть подобные воспоминания, только перрон не деревянный, более века прошло все-таки. Так вот есть что-то немного печальное и все же приятное в таком ожидании, можно вообще нафантазировать замечательных жизненных аллегорий, но пусть у каждого они будут свои...

А продолжим мы эти набежавшие лирические мысли и ассоциации замечательной, но немного грустной жанровой работой Николая Александровича Ярошенко, к которой наиболее всего подходит стихотворение, давшее название сегодняшней статье:

"Проводил", Н.А. Ярошенко, 1891. Омский областной музей изобразительных искусств.
"Проводил", Н.А. Ярошенко, 1891. Омский областной музей изобразительных искусств.

К этой картине, на мой взгляд, весьма неплохо подходит цитата самого художника относительно своего творчества:

... Я пишу то, что дает жизнь в данное время и мимо чего равнодушно пройти не могу, а в будущем это занесется в историю.

Мне почему-то так и показалось при первом взгляде на эту картину, что наверняка подобную сцену живописец видел сам воочию - настолько он хорошо смог отобразить ее на холсте, вам так не кажется?..

А закончим мы с вами еще одной жанровой работой, где мы увидим железную дорогу "изнутри", то есть такой, какой ее видели путешественники более века тому назад. Автором ее является Клавдий Васильевич Лебедев, и что любопытно, хранится она в музее, посвященном предыдущему из рассмотренных живописцев:

"В вагоне", К.В. Лебедев, 1893(?). Музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Кисловодск.
"В вагоне", К.В. Лебедев, 1893(?). Музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко, Кисловодск.

Об авторе этой работы я вам уже рассказывал в статье об одной из его картин на исторический сюжет из эпохи Ивана IV. Мы видим молодую мать, путешествующую с младенцем. Нельзя сказать, чтобы путешествовали они с комфортом - ведь перед нами, вероятнее всего, вагон III-его класса. Женщина "провалилась" в беспокойную дрёму, пока ее дитя крепко спит на заботливо уложенных на жестких сиденьях подушках. При взгляде на эту картину поймал себя на мысли, что можно только порадоваться тому, насколько сейчас поезда ушли далеко вперед за более чем столетие, в плане комфорта уж точно.

Надеюсь, вам было интересно разглядывать эти полотна вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), а если есть вопросы или мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.