Чтобы капитально охватить эту тему, ей нужно посвятить не одну статью. Здесь постараюсь доступно и структурированно изложить лишь некоторые соображения.
В большей степени это касается тех детей, которые уже имеют какой-либо контакт с музыкой: учатся в музыкальной школе или, возможно, посещают музыкальную студию, или берут частные уроки и т.д. и т.п. Даже очень может быть, что ребёнок вообще пока не имеет представления о том, что музыке возможно учиться. А как же тогда он проявляет свои музыкальные способности? Начну пояснение именно с этого случая.
Как музыкальность может первично проявляться в ребёнке
Личный, уникальный «музыкальный инструмент» каждого человека – его голос. И если Вы замечаете, что Ваш ребёнок время от времени или же постоянно (как это было у меня) что-то будто бы поёт или пытается подражать, имитировать чужие голоса, звуки, музыкальные мотивы услышанные где бы то ни было – можете быть уверены, если не сочинительские способности, то музыкальностью ребёнок точно одарён.
У детей младшего возраста ещё не развито понятие о том, что и где является уместным, поэтому дети могут петь повсюду – и во время прогулки на улице, и в общественном транспорте, и в детском саду во время тихого часа и т.д.
Для того, чтобы у ребёнка появилась возможность проявлять свои способности дальше, им нужно дать выход. А именно – необходимы инструменты, используя которые он сможет транслировать свою музыкальность изнутри наружу. И голос в этот период является тем самым инструментом. В дальнейшем, это может стать скрипка или фортепиано. Может и любой другой музыкальный инструмент. А может быть, его голос и станет его профессиональным «аппаратом», и в будущем человек продолжит свой музыкальный путь на сцене музыкального театра или на эстраде.
Фантазировать можно бесконечно. Только сначала нужно показать ребёнка хорошему музыканту, который подскажет, что делать дальше.
Правило 1
Не игнорировать проявления музыкальности детей. Они не всегда бывают случайными. Лучше ошибиться и не угадать с музыкальной карьерой в будущем, чем ошибиться и лишить ребёнка возможности идти по своей судьбе.
Все дети – фантазёры
Ведь это так и есть. Почти невозможно встретить ребёнка, который был бы против «поиграться» с музыкальным инструментом. Например, с фортепиано. И именно с этой «игры» начинается интересная творческая работа, иногда перерастающая в серьёзное дело жизни. Именно, иногда. Но в любом случае, не стоит не заниматься музыкой лишь по той причине, что вырасти в Сергея Рахманинова или Давида Ойстраха кажется сомнительным мероприятием. Это неверная позиция. Прежде всего, музыка – это искусство, которое существует для людей. И каждый может обращаться к нему настолько, насколько ему это необходимо.
Детям присуща свобода мышления в большей степени, нежели взрослым несмотря на то, что мышление у них ещё не сформировано. В этом-то и состоит ключевой момент. Дети всё воспринимают в более-менее чистом виде, критическое мышление пока не развито, как и логическое и т.д. А взрослый человек как правило допускает массу субъективных погрешностей в своём анализе, тем самым перекрывая естественное течение творческого процесса. Поэтому, как ни странно, самые способные «сочинители» музыки, которым легко всё даётся, это дети. У них отсутствуют алгоритмические навыки музыкописания, но при этом хорошо работает фантазия и присутствует желание «игры».
Сочинение музыки, это своего рода «игрушка» даже для матёрых композиторов. Но разница в том, что у детей всё это происходит бессознательно и примитивно: «Здесь хочу солнышка, значит – чего-то светлого, а это что-то в высоком регистре. А вот здесь – дождик пошёл, и мне грустно. Значит – будет минор». Детское музыкальное воображение работает приблизительно так, иллюстративно. И именно в детском возрасте закладывается основа развития художественного, «воображательского» начала музыканта. Без особых правил.
Можно сочинять музыкальные эскизы к картинам, к конкретным настроениям. Например – «Сыграй мне что-нибудь мрачное, будто мы с тобой в ночном лесу заблудились», или «А теперь, давай море – какое оно будет? Беспокойное, тихое, тёплое, холодное…» и т.д. И ребёнок может просто что-то попытаться наиграть, используя свои навыки и знания, даже те, например, которые помогают ему различать, где на клавиатуре высокие нотки, а где – низкие.
Правило 2
Если ребёнок, ученик, играя какое-либо музыкальное произведение, старается переиначить его, именно не ошибается, а с удовольствием сочиняет в музыке других композиторов – это сигнал к тому, что Ваш ребёнок/ученик не просто музыкален, но ещё и изобретателен. А это – явный признак способностей к музыкальному сочинительству. Не стоит его ругать за это, отбивая охоту к творческой «игрушке», однако, нужно пояснить, что следует играть произведение так, как написал автор, потому что когда он (ребёнок) сочинит свою пьесу, её тоже будут точно исполнять, так как он хотел.
Важно выстраивать психологически грамотные отношения с ребёнком, как родителю, так и преподавателю.
Как обобщение
Любые музыкальные способности, исполнительские ли, или сочинительские, необходимо развивать изнутри. То есть, необходимо детям, ученикам давать материал для внутреннего, эмоционального, образного усвоения. Важно развивать духовный мир ребёнка, чтобы музыка могла в него войти и помочь раскрыть его личностный потенциал. Ведь музыка, это не просто «точки с хвостиками» на линейках и плохие оценки за неправильную аппликатуру.
Музыка – духовна материя…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также статьи: