Найти в Дзене

Узнаем, где в августе 1724 года потерпели крушение галионы, перевозившие много-много ртути

Давно у нас с вами не встречались публикации, посвященные кораблекрушениям. Как-то увлеклись мы странствиями по местам древнегреческих мифов и легенд. Пришла пора наверстать упущенное. А потому давайте мысленно перенесемся в конец первой четверти XVIII века. Итак, в очередной раз у нас фотография испанского города Кадис: Давайте полюбуемся им вот с такого ракурса:

Кадис, Испания. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Кадис, Испания. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Расположен он на юго-западе Испании к югу от Севильи уже в Атлантике, то есть к западу от Гибралтара. Именно этот факт и сделал Кадис чуть ли не главным портом Испании в начале XVIII века. Действительно, зачем было огибать Пиренеи, проходить Гибралтар , если можно было отплыть сразу из Кадиса.

-2

Кстати, расположен Кадис достаточно интересно. Фактически на острове, который связан с материком мостами.

Расположение Кадиса. Яндекс.Карты
Расположение Кадиса. Яндекс.Карты

Вот по одному из этих мостов осенью 2022 года и началось движение ультрасовременной транспортной достопримечательности города - скоростного трамвая-поезда, способного развивать скорость до 100 км/ч.

Вот из этого порта в июле 1724 года и отправились в плавание два испанских галиона. Один назывался "Нуэстра Сеньоре де Гваделупе", а второй "Толоса". Направлялись они в Мексику в Веракрус. Давайте прибегнем к помощи уже знакомого нам сервиса SeaRates и измерим расстояние морем между этими портами. И получаем почти 9000 км.

Кадис - Веракрус. SeaRates
Кадис - Веракрус. SeaRates

Везли суда очень интересный груз - огромное количество ртути, которая в те годы использовалась для очистки серебра и золота, которое во множестве добывали в мексиканских шахтах. Общее количество ртути оценивается чуть ли не в 400 тонн. Ну вот если честно, то не верю. По объему с учетом огромной плотности ртути это может быть и не так много. Но вот по массе. Надо ж понимать, что водоизмещение XVIII века это совсем не водоизмещение XXI века. И 400 тонн плюс команда - это достаточно много.

В общем, в конце августа суда достигли Эспаньолы - Гаити. И здесь разыгрался ураган. Произошло это около входа в залив Самана. Вот эти места на карте

Залив Самана, Доминиканская Республика. Яндекс.Карты
Залив Самана, Доминиканская Республика. Яндекс.Карты

Первому судну относительно повезло. Его сразу же выбросило на мель, где оно стало надежно удерживаться грузом, который располагался в трюмах. Большая часть его экипажа спаслась. Именно поэтому об этой катастрофе и сохранились достаточно точные сведения. А вот "Толосе" повезло меньше. Ее бросило на рифы, корпус дал пробоину, после чего судно затонуло. Спаслось буквально 40 человек. Причем спасение 7семерых на мачте корабля - это прямо отдельная эпопея, про которую настоятельно советую прочитать в интернете. Очень захватывающая история о том, как семеро моряков провели 32 дня на мачте, опасаясь акул, всего-то в трех милях от берега.

Залив Самана. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Залив Самана. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Почему так долго? Да потому что за помощью пришлось идти через весь остров с севера на юг в Санто-Доминго. А это почти 170 км. Но вроде как спасшиеся сами удлинили себя путь, выбрав маршрут вдоль побережья.

Самана - Санто-Доминго. Яндекс.Карты
Самана - Санто-Доминго. Яндекс.Карты

Испанцы сразу же пытались поднять ценности с кораблей. Ну и ртуть, естественно. Однако особого успеха эти попытки не имели. Нашли же суда на дне залива Самана лишь 250 лет спустя, когда и развернулась масштабная операция по подъему сокровищ. Значительная часть ценностей так и осталась на очень красивом острове, который, к сожалению, нередко навещают ураганы. Правда, ртуть мало кого интересовала, поскольку другие вещи были намного ценнее.

Берега залива Самана. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Берега залива Самана. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вот такая история! Спасибо, что читаете мой канал. Благодарен вам за подписку и реакции. До встречи на новых публикациях!