Найти тему
Исторические мелочи

О ранее опубликованном на канале и еще кое о чем

Постоянные читатели данного канала, конечно, помнят, что недавно мы рассматривали интересный портрет «генерала в мундире», продававшийся на одном из зарубежных аукционов. Портрет привлекает внимание прежде всего весьма нетривиальной деталью для XIX в., когда он был выполнен – латными перчатками на руках изображенного. Но, помимо этого, загадкой для меня оказалась даже государственная принадлежность персонажа, не говоря уже о его личности

Благодаря активному и заинтересованному участию комментаторов Дмитрия Ушакова, Михаила Никифорова и Павла Калмыкова, удалось установить государственную принадлежность и даже воинскую часть, в которой служит портретируемый. Перед нами офицер английского полка Royal Horse Guards (The Blues), то есть Королевского конногвардейского, запечатленный в первой половине XIX в., в «постнаполеоновский» период. Павел Калмыков пошел еще дальше, он просмотрел «An historical record of the Royal Regiment of Horse Guards» (полковую историю), просмотрел имеющиеся в интернете портреты офицеров полка и пришел к выводу, что на портрете запечатлен служивший в полку с 1812 г. и позднее ставший генерал-лейтенантом Эверард Уильям Бувери. Он командовал полком в 1845-53 гг. Вот доступные нам достоверные изображения Бувери

Скажу честно, я совсем не убежден в правильности данной версии. Во-первых, она зиждется исключительно на усмотренной Павлом внешней схожести персонажа аукционного портрета с Бувери на его достоверных портретах. Предметно-бытовых деталей, подтверждающих такую атрибуцию, например, наград, которые совпали бы у персонажа спорного портрета и у Бувери, мы не видим. Да и, во-вторых, схожесть смуглого черноволосого «генерала в мундире» с Бувери весьма спорная. Но важно другое – Павел Калмыков продемонстрировал тот уровень исследования, правильный, добросовестный, «погруженный» подход к нему, к которому я и сам стремлюсь, но во многом безуспешно. Когда мы установили принадлежность мундира персонажа портрета к Конногвардейскому полку, я пробежался по перечню командиров части, вроде бы, не нашел никого подходящего и поскакал дальше, готовить следующий материал.

Но это был в последнее время не единственный «звоночек» в мой адрес. Также недавно я публиковал материал, в котором осторожно предположил, что на прошедшем через аукцион «портрете французского офицера» изображен известный наполеоновский маршал Сульт.

-3

Награды изображенного на портрете (правда, прописанные несколько условно) не совпадали с наградами, имевшимися у Сульта. Но незадолго до этого я также публиковал портрет маршала Нея, где личность изображенного в общем не вызывала сомнений, но награды были изображены с явными ошибками. Поэтому в случае с портретом очередного французского военачальника я просто пренебрег этим аспектом, тем более, что изображение его лица было очень близко к изображению лица Сульта на одном из его достоверных портретов. Но, как справедливо заметил один из комментаторов, если все же проанализировать изображенные на портрете «офицера» награды и соотнести их с реально существовавшими, то может быть и другая версия атрибуции портрета. Например, вариант, что на портрете изображен генерал Матье де Сент-Морис. Замечание совершенно справедливое. Даже если я и прав, и на портрете действительно изображен маршал Сульт, по-хорошему следовало сначала рассмотреть варианты, вытекающие из набора наград персонажа, пусть и условно изображенных, и только установив, что никто иной не обладал соответствующим комплектом орденов, можно было бы переходить к «узнаванию» Сульта на основе внешней схожести.

Наконец, читатели-ветераны, подписанные на канал уже длительное время, может быть, вспомнят, что совсем давно я публиковал «Портрет неизвестного прусского генерала I четверти ХIХ в.», личность которого я установить не смог и попросил «помощи зала».

-4

В комментариях тогда было высказано несколько версий – фон Гнейзенау, фон Грольман. Они меня в общем не особо убедили, но самому мне предложить было по-прежнему нечего, и на этом все и закончилось. На днях один из комментаторов сообщил, что портрет уже атрибутирован, на нем изображен известный прусский генерал, а позднее фельдмаршал фон Мюффлинг. При этом упрекнув меня и в том, что я не довел атрибуцию до конца и в ошибочности моих рассуждений (сделанных на память, без использования литературы).

Что ж, умение признавать свои ошибки является неотъемлемой чертой нормального человека, а уж тем более автора, который (это я обо мне)))) многократно заверял, что заинтересован в приближении к истине, а не создании себе имиджа непогрешимого эксперта. Тем более, когда перед глазами даже на Дзене есть совершенно замечательные (я серьезно, без малейшей доли иронии!) примеры добросовестного и честного признания своих ошибок.

Во всех приведенных выше случаях я прекрасно осознавал поверхностность, недостаточную внимательность и тщательность при проработке затронутых сюжетов. А вынуждал меня к такому плохому поведению… Дзен. Точнее – необходимость постоянной, регулярной подготовки и публикации все новых материалов. В начале этого года я попытался соскочить с этого конвейера и отказался от ежедневной (кроме воскресений) публикации материалов. Но фактически цель достигнута не была, я просто вместо шести материалов в неделю стал публиковать четыре. Конвейер стал чуть менее изнурительным, но не перестал быть конвейером.

И сейчас я хочу все-таки перейти к тому формату введения канала, к которому стремился еще в начале года – публиковать материалы по мере их готовности. Чтобы сюжет статьи родился «естественным образом», а не я лихорадочно выдумывал, о чем написать в статье, которая должна выйти в понедельник или четверг. Чтобы я имел время нормально проработать материал. Раз уж я постоянно критикую других, надо и самому соответствовать) Если и при таком подходе качество материалов на канале не улучшится – что ж, значит, вот такой я исследователь) Конечно, материалы теперь будут публиковаться явно более редко. Скорее всего, это приведет к сокращению показов. Возможно – к постепенному отпадению части аудитории. Что ж, придется с этим смириться. Возможно, постоянным читателям, которым интересны мои материалы, будет непривычно «получать» их нерегулярно, но я надеюсь на их понимание. Тем более, что в начале года, когда я уже анонсировал такой формат, все, вроде бы, отнеслись к этому нормально. Думаю, все согласятся, что лучше нерегулярно, но качественно, чем регулярно, но некачественно)

Такие дела. И, конечно, в очередной раз спасибо всем, кто читает, комментирует, дополняет, исправляет и даже «копает», когда в этом есть потребность.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.