Читательница «Краснодарских известий» Граня Мироновна Лемешева передала в дар редакции коллекцию советских почтовых карточек весом в 8,9 кг (!), которую собирала с 1940-х годов. Мы решили разобраться в истории советских открыток и узнать, как менялся их дизайн и с чем это было связано.
О судьбе самой Грани Лемешевой можно узнать по ссылке.
Первая часть нашего рассказа была посвящена появлению первомайских открыток в СССР и дизайну 50-60х годов XX века. Тогда в стилистике почтовых карточек преобладало изображение молодых и счастливых людей, отдельное место также занимало братство народов.
Однако в 1972 году у праздника появляется новое название - День международной солидарности трудящихся, таким мы его знали до 1992 года. А раз солидарности трудящихся, то тут уже нужно было поменьше счастливых мам с детьми, побольше лозунгов, флагов и пр. Ну а цветы (тюльпаны, сирень и иногда маки) служили украшением и напоминанием тому, что это весенний праздник.
Но есть и работы, которые заметно выделяются среди остальных. Так, в 1974 году мы видим сочетание государственной и народной символики – красная звезда, серп и молот органично дополнены хохломской росписью.
В это время также в дизайне первомайских открыток мы видим становление нового стиля – коллажа. Художника И. Дергилев сначала изобразил памятник «Рабочий и колхозница» (который, кстати, стал официальной эмблемой Мосфильма), а затем вручную наложил ветку вишневого дерева и сфотографировал.
Еще одна открытка, которая отличается от всех остальных – карточка, где отец держит на руках дочку. В советское время, как и сейчас, в иллюстрациях доминирует изображение матери с ребёнком, заботливые папы редко встречаются в работах художников. Но эта картинка исключение. Так папам тонко намекали, что о детях заботиться нужно не только женщинам.
Редакция «Краснодарских известий» продолжит рассказывать о самых ярких открытках прошлого в следующих частях, следите за новыми публикациями в нашем канале!