Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Подводная лодка, на которой можно было сфотографировать черепа и кости её команды

История итальянской Scirè отличалась от её неудачливых сестёр Iride и Gondar, хотя конец её был практически такой же. Scirè звучит как Шире, это название провинции в Эфиопии, бывшей тогда колонией Италии. Спущена на воду 6 января 1938 года

-2

10 июля 1940 года под командованием лейтенанта Адриано Пини она торпедировала французский сухогруз Cheik, 1057 брутто-тонн, шедший с грузом цемента в Алжир. Хватило одной торпеды из кормового аппарата, судно пошло ко дну, а 10 выживших были подобраны лодкой и доставлены на остров Ла-Маддалена.

Но уже в августе лодка была переведена в X Flottiglia MAS, её командиром стал Валерио Боргезе. В этой флотилии служили отборные парни

-3

Их нарукавный знак:

-4

С лодки сняли палубное орудие и установили 3 герметичных контейнера, выдерживавших давление на глубине до 90 метров

-5

То, что находилось внутри:

-6

Боргезе приказал покрасить лодку в светло-зелёный цвет, наиболее подходящий в лунную ночь, плюс для введения в заблуждение противника нарисовать на ней рыбацкое судно, идущее в обратном направлении

-7

Надо сказать, что лодкой помимо Боргезе периодически командовали ещё 4 командира, но кроме Пини, они не добились ничего, в отличие от "Чёрного князя"

-8

Надо сказать, что и у него не всё сразу пошло гладко. Первый рейд на Гибралтар, английскую морскую базу, закончился полным фиаско, из-за отказа техники, - как всех управляемых торпед, так и некоторых дыхательных аппаратов. Мало того, одна из торпед была брошена ее экипажем и проследовала вдоль побережья Пиренейского моря с еще работающим двигателем. Британцы имели возможность изучить её издалека, прежде чем она был доставлена в испанский арсенал.

Только SLC, пилотируемый лейтенантом Биринделли, приблизился на 70 м к линкору HMS Barham.  Биринделли решил взорвать заряд, когда не смог подойти ближе. Толку от этого не было никакого, а лейтенант попал в плен. Кстати, этот тот самый Биринделли, который помогал командиру Iride Брунетти спасать выживших членов её команды.

После этого были и успехи, и неудачи, боевые пловцы с лодки смогли потопить один танкер и повредить сухогруз на 10 000 тонн Durham, и повредить ещё один танкер, но вершиной её успехов был рейд на Александрию.

3 декабря 1941 года Scirè покинула порт, а 12-го числа погрузила на борт экипажи трех SLC: Дюран де ла Пенне и Бьянки для SLC 221, Антонио Марселья и Спартако Шергат для SLC 230 и Винченцо Мартеллотта с Марио Марино для SLC 223.

А давайте познакомимся ближе хотя бы с одни из них, пусть это будет маркиз Дюран де ла Пенне

-9

Он был в составе группы боевых пловцов всё на той же Iride. Когда она была потоплена и начались попытки спасти запертых в её лежащем на дне корпусе оставшихся в живых, люди эти были в ужасном моральном состоянии. Один из них в панике наотрез отказался оставлять лодку. Де ла Пенне смог добраться до него, успокоил, отдал ему свой дыхательный аппарат, а сам, будучи отлично подготовленным пловцом, покинул её методом свободного всплытия.

В Александрии его и напарника Бьянки целью был линкор HMS Valiant

-10

Вообще, схема подрыва выглядит так:

-11

Но техника вновь подвела. При попытке подвести торпеду под киль корабля, она затонула, а у Бьянки отказал дыхательный аппарат. Де ла Пенне нырнул за торпедой и быстро нашел ее на глубине 17 метров, но двигатель вышел из строя, на винт намотался кусок троса. Пришлось командиру 40 минут тащить боевую часть волоком к середине корпуса корабля. Поскольку киль линкора почти касался илистого грунта, подвешивать заряд не потребовалось. Установив взрыватель на 6 часов утра, пловец всплыл на поверхность в состоянии крайнего изнеможения. Утопив кислородный прибор, де ла Пенне вплавь стал медленно удаляться от корабля, но усталость притупила бдительность: его заметили с борта, и осветили прожектором, а затем пулеметная очередь вспорола воду у самой головы. Де ла Пенне возвратился к линкору и вылез на его швартовочную бочку, где обнаружил своего помощника, который из-за неисправного прибора тоже всплыл на поверхность и спрятался на бочке.

На допросе они оба помалкивали о предстоящем взрыве и только когда стало ясно, что обезвредить боевую часть уже не успеть, сообщили командиру линкора, что щас каак рванёт! Спасайте команду! Рвануло действительно так, что среди раненых оказались и сами итальянцы. До выхода Италии из войны в 1943 году они прокантовались в лагере для военнопленных в Индии, а потом де ла Пенне, который всё ещё не навоевался, перешёл на службу к бывшим врагам.

22 июня 1944 г. он принимал участие в итало-британской операции против немцев. Группа британских и итальянских боевых пловцов была доставлена ​​итальянским эсминцем для атаки в порту Ла-Специя, который тогда находился в руках немецких войск. Диверсанты топят крейсеры "Гориция" и "Больцано", блокируя таким образом вход в порт.

Потом он служил на итальянском флоте, был депутатом парламента, умер в 1992 году в Генуе

-12

А тот день в Александрии SLC 220 вывел из строя на полтора года линкор HMS Queen Elizabeth , флагман Средиземноморского флота Великобритании. SLC 223 повредил танкер Sagona и эсминец HMS Jervis,  пришвартованный рядом с ним для дозаправки. Все боевые пловцы выжили и попали в плен - и это была единственная потеря итальянцев в этой операции.

Это был оглушительный успех, весь итальянский флот не смог за войну нанести такие потери противнику. А Scirè начала готовиться к следующей операции, уже под командованием капитано ди корветта Бруно Зелика. Целью были британские корабли в порту Хайфы. Однако на свою беду итальянцы использовали немецкую систему связи, а на тот момент англичане уже раскололи систему шифрования с помощью немецкой машины "Энигма".

Поскольку Зелик несколько раз связывался с береговым командованием, то англичане знали о миссии Scirè и им оставалось только подкараулить её. Оборона порта выглядела так:

-13

10 августа 1942 года лодка была засечена инновационной противолодочной системой обороны Хайфы, называемой Indicator Loops и подверглась атаке самолётов и вооружённого траулера HMT Islay

-14

Сильно повреждённая, она была вынуждена всплыть, где попала под огонь береговых батарей. Лодка пошла ко дну, а траулер дополнительно заполировал всё новой порцией глубинных бомб.

Вместе с Scirè и её командиром Зеликом погибли 6 других офицеров, 42 унтер-офицера и матроса экипажа, и два офицера, 9 унтер-офицеров и матросов X флотилии MAS.

Британцы обнаружили место её гибели сразу после затопления. Они послали водолазов осмотреть ее с намерением извлечь SLC, но потерпели неудачу, потому что итальянцы планировали использовать боевых пловцов с лимпет-минами, без носителей

-15

Когда британцы покинули Палестину в 1948 году, местоположение места крушения было утеряно. Она была снова найдена в 1952 году офицером ВМС Израиля Йохаем Бен Нуном на фарватере, ведущем в порт Хайфа. Вот он в 1949 и 1960 годах

-16

Известен как создатель израильского варианта "морских котиков" и пожалуй, стоит рассказать о них в следующей статье.

В 1982 году на лодке были сделаны снимки останков команды:

-17
-18

Ещё через два года то, что осталось от 42 тел было поднято итальянцами для захоронения. Чтобы уберечь покой оставшихся, все отверстия, через которые можно проникнуть внутрь корпуса заварили. Лодка сейчас выглядит так:

-19

Компьютерная реконструкция:

-20

Некоторые детали конструкции были подняты и хранятся сейчас в Музее военно-морской базы Августа, Арсенале Специи и Арсенале Венеции, а также в Сакрарио делле Бандиере в Витториано, вот тамошний фрагмент:

-21

В 2002 году обломки были частично повреждены американцами, то ли при попытке поднять их, то ли просто якорями, брошенными случайно.

В 2004 году это имя получила новая итальянская подлодка, построенная по немецкому проекту. На спуске присутствовал тот самый Бьянки, который участвовал в подрыве линкора Valiant.

Предыдущая статья:

*****

Кстати, итальянцы в присущей им героической манере описывают действия части 10-й флотилии МАС на Чёрном море в районе Крыма

.................................................................................................................................................................

Оглавление журнала: