Найти в Дзене
Navygaming Channel

Линкор «Витторио Венето» – самый активный линкор «Regia Marina»/Часть 1.- Теулада

На канале мы ранее уже рассматривали историю создания и особенности конструкции итальянских линкоров типа "Витторио Венето" (или "Литторио", кому как нравится). При желании вы можете найти четыре статьи посвященные этим кораблям. Следующий этап повествования - боевой путь и судьба кораблей этого типа.
Линкор «Витторио Венето» на стоянке в Специи, март 1943 года
Линкор «Витторио Венето» на стоянке в Специи, март 1943 года

Заложенные в один и тот же день первые два новых итальянских линейных корабля были практически одновременно переданы флоту, при этом линкор «Витторио Венето» вошел в состав итальянского Королевского флота 28 апреля 1940 года, на неделю раньше «Литторио» (6 мая 1940 года), возможно, именно поэтому серия этих кораблей и носит название этого линкора (хотя в литературе данную серию иногда называют «тип «Литторио»). Оба новейших линкора были сведены в 9-ю дивизию 1-й эскадры итальянского флота, однако, как покажут последующие действия, они чаще все же действовали порознь. Флаг командира дивизии контр-адмирала Карло Бергамини был поднят на линкоре «Литторио».

Интерьеры отдельных помещений линкора «Рома» могли соперничать
с первоклассными отелями
Интерьеры отдельных помещений линкора «Рома» могли соперничать с первоклассными отелями

Мы уже изучили эти корабли (можно почитать ЗДЕСЬ, или ЗДЕСЬ, или ТУТ, или ВОТ ТУТ) но, думаю, будет интересно, прежде чем рассматривать эти корабли в ходе боевых действий, познакомится с их оценкой официального историка итальянского Королевского флота М-А.Брагадина, которую он высказал в своей книге «Итальянский флот во Второй мировой войне».

Им было отмечено: «…вошли в строй новые линкоры «Литторио» и «Витторио Венето». Они были великолепным продуктом лучших конструкторов флота и итальянской промышленности. Вероятно, в то время они были лучшими линкорами в мире, не столько благодаря своей огневой мощи, как множеству технических нововведений….».

Попробуем разобраться с боевой эффективностью этих линкоров, начиная с «Витторио Венето», не повторяя официальных версий истории борьбы за Средиземное море, и стараясь не рассматривать полностью все события на это ТВД.

Не каждый определит, что это помещение для экипажа линейного корабля
Не каждый определит, что это помещение для экипажа линейного корабля

Первый боевой выход линкора «Витторио Венето» состоялся 31 августа 1940 года - крупнейшая за все годы группировка итальянских линкоров (2 линкор типа «Витторио Венето», «Джулио Чезаре», «Конте ди Кавур» и «Кайо Дуилио») при поддержке крейсеров и эсминцев решила бросить вызов Средиземноморскому флоту Великобритании.

Линкор «Конте ди Кавур» после модернизации, 1938 год
Линкор «Конте ди Кавур» после модернизации, 1938 год

По замыслу предполагалось перехватить эскадру адмирала Э.Б.Каннигхэма, вышедшую из Александрии для встречи Гибралтарской эскадры. Но итальянскому соединению не повезло, оно было обнаружено британскими самолетами и корабли Каннингхэма изменили курс. В итоге итальянский флот возвратился на базу, но уже 6 сентября 1940 года снова вышел в море для перехвата английской Гибралтарской эскадры, но и это сражение не состоялось. В конце сентября линкор вновь в составе главных сил вышел в море – и вновь неудовлетворительная воздушная разведка и нерешительность командования привела к тому, что корабли напрасно «сожгли» топливо и израсходовали моторесурс машин.

Адмирал Э.Каннингхэм, командующий британским Средиземноморским флотом в начале войны (фото – февраль 1943 года, Алжир)
Адмирал Э.Каннингхэм, командующий британским Средиземноморским флотом в начале войны (фото – февраль 1943 года, Алжир)

Первый опыт «борьбы с английским флотом» линкор получил во время удара британских торпедоносцев по Таранто 12 ноября 1940 года. Именно в Таранто были собраны шесть итальянских линкоров, в том числе и «Витторио Венето», представляя собой серьезную угрозу для англичан. Помимо того, в базе находилось девять крейсеров, почти 30 эсминцев, большое количество боевых кораблей других классов и вспомогательных судов. И британцы воспользовались случаем – нанесли внезапный авиаудар по итальянской базе, ценой двух торпедоносцев ликвидировали преимущество итальянского флота в линейных кораблях, потопив 1 линкор и повредив два из шести, находящихся в базе. Налет на Таранто достаточно подробно описан в литературе, поэтому отметим, что «Витторио Венето» повезло – он не получил повреждений в отличие от систершипа «Литторио».

Адмирал Кампиони в бою у мыса Теулада не смог добиться победы в
благоприятных условиях
Адмирал Кампиони в бою у мыса Теулада не смог добиться победы в благоприятных условиях

Очередной поход, в котором принял участие «Витторио Венето» уже под флагом командующего флота адмирала Кампиони состоялся 16-20 ноября 1940 года, и он вновь оказался безрезультатным – итальянцам в который раз не удалось перехватить английские корабли и навязать бой. Более удачным стал следующий боевой поход линкора, в результате которого состоялся бой у мыса Теулада 27 ноября 1940 года. В который уже раз итальянская разведка получила информацию о выходе в море британских кораблей, и Супермарина (Главный морской штаб) немедленно отправила в море итальянский флот, приказав утром 27 ноября занять позицию южнее Сардинии.

Итальянское соединение включало линкоры «Витторио Венето» (под флагом адмирала Кампиони) и «Джулио Чезаре», 6 тяжелых крейсеров и 14 эсминцев, для их поддержки итальянские ВВС Сардинии выделили три авиагруппы бомбардировщиков, истребительную группу и две морские ударные группы. Английские силы состояли из нескольких соединений: Соединение «Н» (линейный крейсер HMS «Ринаун», авианосец HMS «Арк Ройал», 4 лёгких крейсера и 10 эскадренных миноносцев), Соединение «D» (линкор HMS «Рамиллиес», 3 крейсера и 5 эсминцев). Соединение «F» (2 легких крейсера и эсминец) охраняло конвой из 3 транспортов и 4 корветов.

Линкор «Джулио Чезаре» - напарник «Витторио Венето» в бою у мыса Теулада
Линкор «Джулио Чезаре» - напарник «Витторио Венето» в бою у мыса Теулада

В полдень 26 ноября 1940 года итальянские силы вышли из Неаполя и Мессины и, соединившись около 18:00, пошли на запад, рассчитывая утром следующих суток встретиться с противником южнее о. Сардиния.

С рассветом 27 ноября итальянские корабли организовали поиски противника посредством бортовых гидросамолетов, и уже в 09:45 самолет с крейсера «Фиуме» обнаружил английскую эскадру в 20 милях от алжирского Шетаиби. Самолет сообщил, что она состоит из 1 линкора, 2 крейсеров и 4 эсминцев, и так как по докладу британское соединение по составу уступало итальянцам, итальянские корабли "бодро" (на скорости 18 узлов) двинулись на перехват. Однако буквально через 30 минут разведчик с крейсера «Больцано» обнаружил объединившиеся британские силы (все три соединения двигались вместе), при этом определяя состав британской эскадры, экипаж самолета ошибся, насчитав три линкора вместо двух.

Линейный крейсер (линкор) «Ринаун» - соперник «Витторио Венето» в бою у мыса Теулада
Линейный крейсер (линкор) «Ринаун» - соперник «Витторио Венето» в бою у мыса Теулада

В этих условиях, с учетом последствий «ночи в Таранто» флагман – адмирал Кампиони, имея приказ вступать в бой только с заведомо более слабым противником, принял решение прекратить операцию. В 12:07 на флагманском «Витторио Венето» был поднят сигнал к развороту и приказ не вступать в бой. К этому моменту дистанция между противниками составляла уже всего 15 миль, и бой между крейсерскими отрядами стал неизбежен.

Завеса британских крейсеров (1 тяжелый крейсер и 4 легких крейсера) контр-адмирала Холланда с девятью эсминцам натолкнулась на итальянские тяжелые крейсера (3-я дивизия контр-адмирала Сансонетти, 1-я дивизия контр-адмирала Маттеуччи), которые завязали бой, первыми открыв огонь.

Тяжелый крейсер «Фиуме» - именно его самолет первым обнаружил противника в бою у мыса Теулада
Тяжелый крейсер «Фиуме» - именно его самолет первым обнаружил противника в бою у мыса Теулада

К моменту, когда через 25 минут к месту боя подошел «Витторио Венето», противники обменялись несколькими залпами, причем итальянским крейсерам удалось повредить британский тяжелый крейсер «Бервик». Однако в дальнейшем крейсера итальянцев начали отход, выполняя приказ командующего, и довольно скоро стали недосягаемы для английских орудий.

Даже вмешательство в бой британских линкоров не помогло – в 12:24 в перестрелку вступил HMS «Ринаун», его залпы с дистанции 130 кбт ложились близко, однако через 10 минут все главные цели скрылись в дыму; линкор «Раммилиес» успел дать два залпа с предельной для своих орудий дистанции. Около 12:40 в бой вступил и флагманский «Витторио Венето», но ему пришлось больше думать о своей безопасности – его атаковали 6 торпедоносцев «Свордфиш» с британского авианосца «Арк Ройал». Однако самолеты выходили на цель разрозненно, и благодаря умелому маневрированию итальянцы избежали попаданий. Эта атака торпедоносцев показала, насколько рискованной будет попытка итальянских линкоров двигаться вперед, и адмирал Кампиони не стал преследовать английские крейсера и повернул на курс отхода – сражение линейных сил снова не состоялось.

Британский тяжелый крейсер «Бервик» - его повреждение стало единственным достижением итальянцев после боя у м.Теулада
Британский тяжелый крейсер «Бервик» - его повреждение стало единственным достижением итальянцев после боя у м.Теулада

Но в этот раз британские крейсера проявили настойчивость, и линкор «Витторио Венето» получил возможность задействовать свои орудия главного калибра в реальном бою. Примерно в 13:00 английские крейсера оказались в пределах досягаемости главного калибра, и линкор открыл огонь с дистанции 27 км (145-136 кбт) из кормовых орудий. Четвертым залпом он накрыл вражеские крейсера, которые, попав под обстрел, сразу отвернули, поставив дымовую завесу. В общей сложности линкором было выпущено 19 снарядов (вероятно, стрельба велась неполными залпами, или опять проявили себя проблемы с боеприпасами). Впоследствии итальянская эскадра оторвалась от противника, а адмирал Кампиони, решив, что будет слишком рискованно возобновлять бой и подвергать уцелевшие после «ночи в Таранто» корабли риску, приказал флоту возвращаться в базы. Этот эпизод вошел в итальянскую историю как бой у мыса Теулада.

Британский авианосец «Арк Ройал» не смог реализовать свой потенциал в бою у мыса Теулада
Британский авианосец «Арк Ройал» не смог реализовать свой потенциал в бою у мыса Теулада

Последующие несколько месяцев не принесли успехов итальянскому флоту и его флагману – линкору «Витторо Венето». В течение января-февраля 1941 года в составе соединения линкор выходил для перехвата британских кораблей, но безрезультатно. Наиболее крупной операцией стала попытка перехвата британской Гибралтарской эскадры, которая произвела артиллерийский обстрел Генуи 6-11 февраля 1941 года. Но и в этот раз итальянскому флоту не удалось использовать свое преимущество, по официальной версии – из-за неудовлетворительной воздушной разведки. Интересно, что в этой связи часто упоминается, что эскадре не удалось поднять максимальное количество самолетов-разведчиков из-за того, что катапульта «Венето» была неисправна. Кто знает, как бы повернулось дело, если бы воздушная разведка была более эффективна. Как мы знаем, отсутствие одного самолета-разведчика в свое время дорого обошлось японскому флоту.

Британский линкор Первой мировой «Раммилиес» устоял под огнем итальянского линкора
Второй мировой
Британский линкор Первой мировой «Раммилиес» устоял под огнем итальянского линкора Второй мировой

Вообще в период с января по март 1941 года «Витторио Венето» являлся единственный боеготовым линейным кораблем итальянского флота, который и предполагалось использовать совместно с многочисленными крейсерскими силами против английских конвоев в Грецию.

Такая операция и была запланирована на 24 марта 1941 года при мощной воздушной поддержке итальянских ВВС и Х воздушного корпуса Люфтваффе. Решение основывалось на ошибочных данных немецкой воздушной разведки, согласно которым у англичан в восточном Средиземноморье остался лишь один боеготовый линкор «Вэлиент» – немцы считали, что два других линкора потоплены их торпедоносцами, хотя ничего общего с реальностью эти сведения не имели. Однако более подробно об этой операции и последующей чуть позже.

Продолжение следует...

Источники: Bagnasco, E. Italian Battleships of World War Two. A Pictorial History/Е. Bagnasco, M.Grossman. – Regia Marina, 1986.- 74 р.; Stille, M. Italian Battleships of World War II. New Vanguard, 182/ M. Stille. – Osprey publishing, 2011.- 48 р.; Больных, А. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия/С.В.Патянин, А.В.Дашьян. - М.: Яуза: Эксмо: 2015.- 384 с.; Патянин, С. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян, С.А.Балакин, М.Ю.Токарев, В.Л.Кофман - М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 416 с.; Патянин, С. Проклятые линкоры. «Цезарь» ставший «Новороссийском» /С.В.Патянин – М.: Яуза: Эксмо: 2011.- 176 с.; Патянин, С. Суперлинкоры Муссолини. Главные неудачники Второй Мировой /С.В.Патянин, А.Малов – М.: Яуза: Эксмо: 2010.- 176 с.; Титушкин, С. Линейные корабли типа «Витторио Венето»/ С.И.Титушкин.- СПб.: Издание альманаха «Корабли и сражения»: 1995.- 28 с.; Брагадин М-А. Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных/ М-А.Брагадин.- М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.– 624 с.; Брагадин, М. Битва за Средиземное море: Взгляд побежденных /М.А.Брагадин.- М.:ООО «Издательство АСТ», 2001. – 624 с.; Брагадин, М. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 1/ М.А.Брагадин.- Екатеринбург: Зеркало, 1997. – 256 с.; Брагадин, М. Итальянский флот во Второй мировой войне. Часть 2/ М.А.Брагадин.- Екатеринбург: Зеркало, 1997. – 240 с.