Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Усадьба Великолеповых с оберегами-маскаронами на входе и сюрпризом во внутреннем дворе

Оглавление

В своей предыдущей истории я рассказал о купце Василии Варгине и упомянул, что его фамилия произошла от старорусского слова «варьги», то есть варежки. И вот в связи с этим я задумался: интересно, какова история происхождения фамилии владелицы усадьбы, что расположена через дорогу от имения Варгиных?

Потому что теперь нам пришло самое время перейти на нечетную сторону Пятницкой улицы и рассмотреть…

…Дом №19, принадлежавший купчихе Великолеповой

До войны 1812 года на этом месте стоял построенный в 1782 году усадебный дом Ивана и Агафьи Ивановых, мало чем известных московских купцов. Различные источники спорят о подробностях дела: кто-то говорит, что дом был деревянным, хоть и довольно величественным, другие же утверждают, что это была двухэтажная каменная постройка с флигелем и корпусами служб – «каменный корпус с подъездом на погребах». Имеется в виду, что прямо сквозь фасад здания во внутренний двор вела проездная арка, а под ней располагались погреба для хранения товара и всевозможных припасов.

Считается, что такие погреба являлись важной визитной карточкой и свидетельством преуспевания здешних купцов. Замоскворечье традиционно было местностью довольно сырой, а качественная гидроизоляция подземных хранилищ стоила чрезвычайно дорого.

-2

Как бы то ни было, после учиненного французами пожара здесь осталось пепелище да остовы прогоревших насквозь построек. Восстановить имение тогдашним владельцам оказалось не под силу, и участок выставили на продажу. Довольно скоро сделка состоялась, и в 1817 году владение перешло в руки молодой купчихи Феклы Великолеповой, дочери выкупного крестьянина.

-3

Кстати, злые языки толкуют, что фамилия Великолеповой была-таки говорящей, и получила ее «не то мещанка, не то купчиха» Фекла… ну, скажем так, за красивые глаза. И торговала она отнюдь не зерном, сукном или пушниной. Оставим эти измышления на совести тех, кому они принадлежат. Тем более что другие, действительно сохранившиеся свидетельства указывали на вполне высокие моральные качества владелицы усадьбы.

«В милосердии все равны. Каждый волен отдать многое из того, что имеет, руководствуясь в жизни принципом разумной достаточности. Каждый волен отдать с умом, присовокупив к дару серьезный финансовый расчет, а то и собственные усилия, тоже немалые. И тогда память сохранит каждого: Захарьину, завещавшую все свое состояние на сооружение больницы в селе Куркино; Барышникову, основавшую приют для хронических больных в селе Николо-Погорелом Дорогобужского уезда Смоленской губернии, Яковлеву (урожденную Склифосовскую)… Великолепову за более чем полумиллионное пожертвование городу Москве на благотворительные цели…»
(Нина Ковалева, «Женский лик милосердия»)

Новая хозяйка полностью восстановила главный дом, придав ему облик в стиле зрелого московского классицизма. По центру здания, поверх арочных въездных ворот появился мезонин, а на месте выгоревших служебных помещений возникли каменная конюшня и новые хозяйственные постройки (3 фото).

После Великолеповых усадьбу приобрели купцы Маховы.

Они незначительно перестроили главный дом. На первом этаже был устроен магазин, а часть помещений на втором – предназначили для сдачи внаем.

-5

К сожалению, неизвестно, кто разместил по обеим сторонам от въездных ворот медальоны с маскаронами – Маховы или Великолеповы. Выглядят эти лепные маски почти как геральдические щиты или некие обереги, а не простые традиционные украшения (3 фото).

А вот с фигурами добродушных, улыбчивых львов, расположенными внутри двора…

…Связана отдельная занимательная история

Это – еще одна связь эпох и мест. Неофициальный, непарадный памятник российской истории.

-7

Львы действительно старинные, но попали в усадьбу на Пятницкой они, можно сказать, случайно.

Дело в том, что усадьба, в советские времена успевшая побывать банальным жилым домом с коммуналками, в настоящее время принадлежит Департаменту культурного наследия города Москвы. А эти львиные скульптуры когда-то украшали пилоны ворот дома в Немецкой слободе, принадлежавшего Анне Монс (Анне-Маргрете фон Монсон)… Скажем так, некоторое время бывшей возлюбленной Петра Первого. И из-за которой молодой, но предприимчивый царь даже развелся с собственной супругой и отправил ни в чем неповинную царицу в монастырь.

Когда в конце 1970-х годов приступили к строительству корпуса завода НИИ точных приборов, пилоны ворот по адресу Бауманская, 53, строение 8 разобрали, а изваяния жизнерадостных львов демонтировали и расквартировали на заводском складе. Буквально под открытым небом.

Конечно, скульптуры и так всю свою жизнь провели на свежем воздухе, им было не привыкать. Но вот деревянные короба, которыми их укрыли на складе, времени не вынесли и сгнили.

-8

В конечно итоге на львов, многие годы буквально заваленных мешками с цементом и прочим строительным хозяйством, наткнулся директор завода Николай Дудкин. Он и передал их, как важный исторический артефакт, Главному управлению охраны памятников истории и культуры, в результате чего их и разместили здесь, во внутреннем дворе бывшей усадьбы.

-9

Собственно, поэтому изваяния не покоятся на высоких постаментах, парапетах или лестничных пролетах, как прочие их «сородичи», а мирно разлеглись, подобно обычным котикам, прямо возле подъезда, ведущего в офис Мосгорнаследия.

-10
Городская усадьба Великолеповых, достопримечательность, Пятницкая ул., 19, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал.

Не забудьте также подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям! А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует...