Найти тему
С Богом по жизни

КНИГА ЕЗДРЫ

Книги Ездры и Неемии ценны тем, что они завершают летопись ветхозаветной истории Божьего народа. Без них нам мало что было бы известно о том, что происходило с иудеями после семидесяти лет, проведенных в вавилонском плену.

Однако эти две книги не только содержат исторические факты. Вместе они помогают нам понять, как Бог действовал через Ездру, Неемию и других иудейских вождей, чтобы сохранить народ, излеченный от идолопоклонства. Они представляют нам иудеев времени Ездры как народ, соединенный заветом с Господом, народ, чья религиозная жизнь была сосредоточена на Моисеевом законе (“Законе” с большой буквы) и храме — народ, через который Бог в конечном итоге смог привести Мессию. Эти книги рассказывают о том, как Бог осуществил возрождение Своего народа, включавшее в себя (1) возвращение на родную землю, (2) восстановление храма и (3) раскаяние в грехах.

Давайте познакомимся с некоторыми предварительными сведениями о книге.

ЕЕ МЕСТО СРЕДИ ДРУГИХ КНИГ

Книга названа по имени ее главного персонажа — Ездры, священника и книжника (7:11). Спустя много лет после первого возвращения иудеев из вавилонского плена он с группой иудеев отправился из Вавилона в Иерусалим, чтобы учить закону Божьему и повиновению ему (7:7-26).

В русской Библии книги Ездры и Неемии помещены в раздел “исторических”. В еврейской Библии они включены в “Писания” (Ктувим, или Агиографы). “Писания” — это последний раздел еврейской Библии, который можно было бы озаглавить “Разное” (два других раздела — Закон, или Тора, и Пророки.) Книги, входящие в категорию Писаний, получили такую классификацию, возможно, потому, что они были написаны или собраны вместе уже после того, как раздел Пророки был завершен.

ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ КНИГАМИ

Ранние рукописи указывают на то, что в еврейской Библии книги Ездры и Неемии считались одной книгой. Вместе они образуют единое целое с книгами Паралипоменон (рассматриваемыми как одна книга). Однако в еврейской Библии книга Ездры/Неемии помещена перед Паралипоменон, возможно, потому, что охватывает исторический период, примыкающий к событиям, описанным в книгах Царств.

Книги Ездры и Неемии продолжают описание исторических событий, о которых рассказывается в книгах Паралипоменон. Обратите внимание, что последние два стиха 2 Паралипоменон идентичны первым двум стихам книги Ездры. В некотором смысле в этих книгах дается альтернативное описание исторических событий, о которых мы читаем, начиная с книги Бытие и заканчивая книгами Царств. Как и в книге Бытие, это альтернативное изложение истории начинается с Адама (через родословия, с которых начинается Паралипоменон), продолжается до начала вавилонского плена (2 Пар. 36), как и в 4 Царств, и далее, выходя за рамки книг Царств, повествует о возвращении иудеев из плена и о периоде, который последовал за этими событиями (Ездра/Неемия).

ЕЕ АВТОР, ИСТОЧНИКИ И ЯЗЫК

Вследствие тесной связи между собой книг Ездры/Неемии и Паралипоменон часто полагают, что автор книг Паралипоменон написал также книги Ездры и Неемии. Более того, существует мнение, что автором всех этих книг был сам Ездра. Если автором был Ездра, то все книги были написаны приблизительно в одно время, около 450-425 г. до н.э. Однако некоторые ученые сомневаются, что Ездра был автором книг Паралипоменон, и относят Паралипоменон к более раннему или более позднему периоду, чем время написания книга Ездры.

Даже если Паралипоменон не был написан Ездрой, это никак не влияет на вопрос об авторстве книг Ездры и Неемии. Ездра, несомненно, был автором воспоминаний, приписываемых ему в книге Ездры, и, возможно, также написал повествовательные разделы книги.

В этих двух книгах используются многочисленные документы, включая воспоминания Ездры (см. главы из книги Ездры, где Ездра говорит от первого лица), воспоминания Неемии (см. главы из книги Неемии, где Неемия говорит от первого лица), списки, а также официальные письма и документы (напр. Езд. 7:1-12). Таким образом, тот, кто написал эти книги, был ли это Ездра или кто другой, являлся и их автором, и составителем.

Необычность книги Ездры состоит в том, что какие-то ее части написаны на арамейском языке (Езд. 4:7-6:18; 7:12-26), тогда как почти весь остальной Ветхий Завет написан на древнееврейском.

ЕЕ ХРОНОЛОГИЯ

Время событий, описанных в книге Ездры, можно определить на основании двух имеющихся в ней указаний. Езд. 1:1 датирует первое возвращение иудеев из плена “первым годом Кира”. Кир начал править Вавилоном в 539 г. до н.э.; таким образом, возвращение началось не более чем через год, то есть в 538 г. Езд. 7:7 датирует возвращение иудеев с Ездрой “седьмым годом царя Артаксеркса”, то есть 458 г. до н.э. О Неемии говорится, что он отправился в Иерусалим в “двадцатый год царя Артаксеркса” (Неем. 2:1-7), примерно тринадцать лет спустя (445 г. до н.э.). Эти ключевые события можно связать с известными фактами истории Вавилона и Персии:

• 586 г. до н.э. — разрушение храма и Иерусалима, начало вавилонского плена

• 538 г. до н.э. — первое возвращение из плена (во главе с Зоровавелем); начало восстановления храма

• 520-515 гг. до н.э. — продолжение и завершение восстановления храма

• ок. 480 г. до н.э. — события книги Есфирь

• 458 г. до н.э. — второе возвращение во главе с Ездрой

• 445 г. до н.э. — третье возвращение во главе с Неемией

• ок. 433 г. до н.э. — второе путешествие Неемии в Иерусалим (Неем. 13:6, 7)

ЕЕ ОСНОВНОЙ СМЫСЛ

Можно сказать, что в целом книга Ездры посвящена восстановлению религии Израиля. Во время вавилонского плена иудеи не оставили своего Бога и свою религию, но они были лишены внешних символов и опор этой религии. С возвращением иудеев некоторые из этих символов были восстановлены.

В частности, книга указывает на то, что религия была восстановлена благодаря (1) возвращению иудеев в землю обетованную, (2) восстановлению ими храма и (3) их раскаянию. За всеми реформами стоял Божий закон (Езд. 7:10). Этот закон был опорой религиозного возрождения Израиля, и соблюдение его стало целью этого возрождения.

ЕЕ ИСТОРИЧЕСКАЯ СРЕДА

Бог допустил, чтобы Иудейское царство было уничтожено, а его народ был угнан в Вавилон за свои грехи. Разрушение Иерусалима и храма произошло в 586 г. до н.э., а народ уводили в плен с 605 по 586 г. до н.э.

Иудеи находились в плену семь десятилетий. Хотя это и было трудное время, с их переселением в Вавилон произошли существенные перемены, оказавшие сильное влияние на их религию. Среди этих перемен, по-видимому, было появление синагог и начало проведения богослужений в них, а также то, что иудеи стали народом, больше связанным с писаным законом, чем с местом проживания.

Когда иудеи находились в плену, Вавилон пал под натиском персов. Персидская империя стала самой могущественной империей из существовавших до того времени. Около 538 г. до н.э. Кир (который, не осознавая того, исполнял Божье повеление) позволил иудеям возвратиться на родину. Это соответствовало политике персов, как переселение иудеев соответствовало политике Вавилона. Это первое возвращение иудеев описано в Езд. 1; 2.

В Палестине иудеи были малочисленны, бедны и слабы. Они оставались в подчинении у персов. Кроме того, им противостояли народы, которые уже жили на этой земле, — потомки тех, кто был переселен в эту местность ассирийцами, и тех, кто остался там, когда жители северного и южного царств были депортированы.

Тем не менее иудеи приступили к выполнению своего первого крупного плана — восстановлению храма. Было заложено основание храма (Езд. 3), но противодействие со стороны других народов, живших на этой земле, принесло свои результаты, и работы по восстановлению были прерваны на пятнадцать или шестнадцать лет (Езд. 4).

В 520 г. до н.э. с призывом завершить строительство храма выступили пророки Аггей и Захария (Езд. 5). Работа возобновилась, и храм был, наконец, достроен и освящен в 515 г. до н.э. (Езд. 6).

Почти шестьдесят лет спустя персидский правитель поручил Ездре отправиться в Иерусалим совершить жертвоприношения, научить Закону и ввести его в действие (Езд. 7). Ездра отправился в 458 г. до н.э. с несколькими сотнями других иудеев (Езд. 8). Прибыв на место, Ездра обнаружил, что иудеи не соблюдали Закон. Поэтому он провел реформы, которые, в частности, предполагали расторжение смешанных браков (Езд. 9; 10).

Приблизительно через тринадцать лет прибыл Неемия, чтобы заново отстроить стены Иерусалима. Спустя несколько лет он занялся вопросом смешанных браков и взялся за другие необходимые реформы.

ЕЕ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Книга Ездры состоит из двух частей, в каждой из которых раскрывается своя тема:

I. Езд. 1-6: первое возвращение иудеев на родину в 538 г. до н.э. и его результаты.

II. Езд. 7-10: возвращение во главе с Ездрой (458 г. до н.э.) и другими людьми и проведенные им реформы.

ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Книга Ездры имеет, по крайней мере, два назначения. Во-первых, она описывает то, как Израиль, будучи слабым, бедным и почти беспомощным, не имея ни монархии, ни независимости, выжил как Божий народ. Из нации с царем и территорией они превратились в религиозное общество, опиравшееся на закон. Во-вторых, эта книга, как и книга Неемии, рассказывает о том, как Бог снял проклятие, которое Он наложил на народ, когда допустил, чтобы Иудея была разрушена вавилонянами.

Вместе эти книги рассматривают четыре темы: (1) возвращение в свою землю (Ездра), (2) восстановление религии (Ездра), (3) возрождение города (Неемия) и (4) возобновление завета (Неемия).

Книги показывают, как Бог вернул Своему народу все, что было у него отнято вследствие вавилонского пленения и разрушения страны. Вавилоняне разрушили город, снеся его стены; Неемия заново отстроил их. Вавилоняне разрушили храм; Зоровавель восстановил его. Вавилоняне переселили иудеев в Вавилон; Зоровавель вернул их на родину. Иудейское царство было разорено, потому что люди нарушили свой завет с Богом; под руководством Неемии они возобновили этот завет. Бог наказал Свой народ; теперь Он возвращал им все, что отнял.

ЕЕ ЦЕННОСТЬ

Помимо своей очевидной исторической ценности, книга Ездры учит нас, насколько важно изучать и соблюдать Закон, а также тому, что Бог всегда дает “еще один шанс”. Точно так же, как Он дал еще один шанс народу Иудеи получить благословение на своей родине, Он дает и нам “еще один шанс”, пока еще есть время и жизнь.

Ездра | Исследование Писания | Дзен
Единство