Найти тему
Интересные автомобили

С чего начиналась Tesla?!

В 1990 году Калифорнийский совет по воздушным ресурсам (если так можно перевести название организации California Air Resources Board (CARB)) принял резолюцию, согласно которой к 1998 году американские автопроизводители должны были довести долю автомобилей с нулевым выбросом углекислого газа на рынке Калифорнии до 2 %, а к 2003 году - до 10 %. Разработка принципиально новых моделей и технологий, грозили большим переделом автомобильного рынка и в корпорации General Motors решили использовать существующий прототип GM Impact как политический инструмент... Идея заключалась в том, чтобы продемонстрировать отсутствие спроса на электромобили в Калифорнии и добиться отмены требований CARB. По крайней мере, есть такая теория!

GM Impact Concept 1990
GM Impact Concept 1990
-2

К 1996 году на базе GM Impact разработали серийный электромобиль EV-1, который начали сдавать в лизинг на территории Калифорнии и Аризоны. В свободную продажу EV-1 не поставляли, объясняя это сложностью обслуживания и ремонта, что было откровенным враньем. Интерес к новинке был огромным: автомобиль интересно выглядел, бодро разгонялся, достаточно быстро заряжался от бытовой электросети и проезжал на свинцово-кислотных батареях 90-120 км, а на более современных никель-металл-гидридных - до 240 км!

GM Impact на испытаниях
GM Impact на испытаниях

У примерно тысячи человек, которым посчастливилось эксплуатировать EV-1, складывалось впечатление, что электромобильное будущее вот-вот наступит, но у GM были другие планы. В 2002 году проект был закрыт в связи с низким спросом, большими затратами, непрактичностью и другими надуманными проблемами. Требование CARB по наращиванию продаж экологически чистого транспорта было отменено, а все EV-1 изъяли у владельцев (лизинг!) и уничтожили. Владельцев протестовали, выходили на манифестации, дошло до стычек с полицией...

В документальном фильме 2006 года "Кто убил электромобиль?" ("Who Killed the Electric Car?") высказывается мнение, что GM EV-1 представлял серьёзную опасность для нефтяных компаний, а американских автопроизводителей ждало скорое банкротство если бы проекту дали "зеленый свет". Сохранилось лишь несколько выведенных из эксплуатации EV-1 (без батарей и двигателей) для музеев и пара комплектных электромобилей (говорят, один у режиссера Фрэнсиса Форда Копполы), каким-то чудом избежавших уничтожения.

-4

Может это всего лишь теории заговора, но развитие электромобилей в США было остановлено на добрый десяток лет. Тут-то и начинается история компании Tesla!

В 2003 году два инженера Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг, возмущенные бесславным финалом проекта GM EV-1, основали Tesla Motors! У компании сразу появились влиятельные инвесторы из Силиконовой долины в лице соучредителей Google Ларри Пейджа и Сергея Брина, президента eBay Джефри Сколла и бывшего владельца PayPal некоего Илона Маска. Ставший впоследствии "плотью и кровью Tesla", Маск в 2004 году выкупил контрольный пакет акций и возглавил совет директоров Tesla Motors. В 2007 году появился первый продукт компании Tesla Roadster (выпускался до 2012) - компактный двухместный спорткар, послуживший "катализатором" для последующего запуска массового производства электромобилей.

Tesla Roadster 2.5 Sport 2011
Tesla Roadster 2.5 Sport 2011
-6
-7

Первый автомобиль компании должен был, в первую очередь, привлечь внимание к самой концепции переформатирования автомобильного бизнеса. Яркий родстер отлично справился с этой задачей. Далее мир завоевал седан премиум-класса Model S, а уже потом, когда Tesla "научилась" разрабатывать и производить автомобили, дошла очередь до массовой Model 3.

-8
-9

Tesla Roadster разрабатывалась в сотрудничестве с Lotus Engineering, что заметно по сходству с родстером Lotus Elise. Британцы отвечали, главным образом, за базовую конструкцию: алюминиевый монокок, ходовую часть, тормозную систему. Панели кузова выполнены из пластика, армированного углеродным волокном. В движение родстер приводит асинхронный двигатель переменного тока мощностью около 250 лошадиных сил, установленный сзади (была версия и мощнее: 290 лошадиных сил, разгон до "сотни" за 3,7 секунды). Привод на задние колеса реализован через оригинальную двухступенчатую коробку передач: первая передача для интенсивного разгона, вторая - для равномерного движения. В днище размещена батарея аккумуляторов, состоящая примерно из 7 000 ячеек. Заряда хватает на 400 километров - вполне достаточно, даже учитывая, что в реальных условиях пробег будет заметно меньше.

-10
Бортовой компьютер
Бортовой компьютер

Запуск Tesla Roadster в производство обернулся производственным адом: собрать воедино элементы от сотен поставщиков со всего мира, наладить контроль качества и выдержать заявленные сроки оказалось неподъемной задачей. Тем не менее, около 2500 машин (столько монококов по контакту произвели Lotus) отправились колесить по дорогам Америки, а один Roadster в 2018 году был запущен... в космос, в качестве макета полезной нагрузки ракеты Falcon другой большой компании Илона Маска Space X. Гражданин Маск может!

-12

На ранних этапах казалось, что Маск решил превратить свое большое состояние в маленькое, но в итоге у него всё получилось! Конечно, с годами подтянулись другие автопроизводители, Tesla уже не производит топовые электромобили, но свое место в истории команда Илона Маска занимают по праву - именно эти парни превратили электромобили в массовый жизнеспособный продукт! И заставили автомобильную индустрию (одну из самых консервативных) меняться.

-13
-14

Заинтересованным в более подробном изучении вопроса, рекомендую ознакомиться с книгой Тима Хиггинса "Создавая религию". Технических подробностей Вы там не найдете, но хронология событий и нервная манера руководства Илона Маска раскрыты сполна.

-15

Ещё по теме:

Сергей Клюшниченко

Фото Bring-A-Trailer и Hagerty Media