Найти в Дзене
Пикабу

Быт 50-х и начала 60-х годов - часть 1

За время жизни моего поколения (70+) в быту произошли, можно сказать, революционные изменения, связанные как с научно-техническим прогрессом, так и с изменением политического и экономического уклада жизни. В этих воспоминаниях я коснусь только 50-х и 60-х годов, как исходной точки, от которой можно проследить происшедшие изменения.

Город, где я родился (в 1947 году) и жил до окончания школы, был небольшим (50-60 тыс. жителей в описываемое время) провинциальным городом районного значения. Но провинциальной глушью его назвать нельзя, поскольку он стоял на оживленной железнодорожной магистрали Москва - Средняя Азия. Но, с другой стороны, быт нашего городка во многом был более отсталым по сравнению с большими городами. Так что рассказ мой соответствует провинциальному городку, а не большому городу тех времен.

Город, в нашем понимании, делился на две части - станцию и город. Разделение проходило по Суходолу (руслу небольшого оврага, сухому в обычное время и заполнявшемуся во время весеннего таяния снегов). Особенностью станции были названия улиц достаточно большого района – это были линии от 1 до 25, причем разбросанные достаточно хаотично. Такого варианта мне нигде больше не встречалось.

Станция представляла собой некую большую деревню, многие ее жители работали на предприятиях и в организациях железнодорожного хозяйства. Поэтому многие друг друга знали, было немало родственных и дружеских связей. Железная дорога жила по московскому времени, в расписании работы станционных магазинов и организаций также указывалось московское время, в домах железнодорожников (и в нашем доме, в частности) часы показывали московское время, а в городе использовалось местное время, которое отличалось от московского то на час, то на два часа. Станция была похожа на большую деревню еще и тем, что подавляющее число жилых построек на ней было частными домами с садами и огородами. В таком доме я вырос, и быт его буду описывать.

Дорога, соединяющая станцию с городом, была изначально вымощена булыжником, так что телеги проезжали с грохотом, и на велосипеде не покатаешься, ездили по обочине. К началу 60-х ее заасфальтировали, и мы гоняли по ней на великах, но асфальт положили поверх булыжника, так что вскоре образовались булыжные проплешины. Была интересная особенность этого асфальта – участок дороги, метров 100, долго лежал целеньким, без дефектов, а остальная дорога постепенно лысела, разрушалось. Объяснялось просто: в городе при укладке асфальта было проведено областное соревнование бригад-асфальтоукладчиков, и участок дороги, который не разрушался, укладывала бригада из Оренбурга, победители соревнования. С тех пор я понимаю, что в качестве наших дорог важно не только качество асфальта, но и качество рук, этот асфальт укладывавших. Остальные улицы (по крайней мере, на станции) были не мощеные, посему в мокрое время езда по ним не радовала.

В качестве общественного транспорта был автобус единственного маршрута через весь город. Автобусы были примерно такие (фото из интернета).

.
.

Стоимость проезда зависела от расстояния (проезд 1-2 остановок стоил 15 копеек). Когда в 1961 году провели денежную реформу (в масштабе: старых 10 копеек=1 новой копейке), то сделали единую цену проезда (независимо от расстояния), равную 5 копейкам. Это было непривычно, и многими, ездившими на короткое расстояние, воспринималось как увеличение платы за проезд.

О нашем быте начну рассказывать в следующем посте.

Пост автора nal47.

Читать комментарии на Пикабу.

СССР
2461 интересуется