Найти в Дзене

«Ад, где твоя победа?» Огласительное слово на Пасху.

Согласно Священному Преданию, Христос до Своего Воскресения, телом оставаясь в могиле, душой сошел во ад, сокрушив его двери, и вывел из него прародителей – Адама и Еву и праведников.

Икона "Сошествие во ад. Воскресение". Частное собрание. Распространённая композиция в Ярославской области, в деревнях вокруг старого села Кукобои.
Икона "Сошествие во ад. Воскресение". Частное собрание. Распространённая композиция в Ярославской области, в деревнях вокруг старого села Кукобои.

Сколько мне пришлось путешествовать по нашим северным деревням, почти в каждой избе в красном углу видела большую икону: Воскресение – Сошествие во ад в праздниках. Очень давно привезла с корня деда три таких иконы и все раздарила. Конечно, такие иконы, которые сотнями были писаны для простого люда, не отличались большим мастерством, но простодушие этих образов, освященных и намоленных, порой трогает до слез.

Профессиональное мастерство иконописца Дионисия бесспорно. Но совершенство его работ не ослабляет их духовной наполненности.

Для того, чтобы это почувствовать, можно рассмотреть любой из его образов в сопоставлении с шедеврами работы других мастеров. При этом особой наглядностью обладает сопоставление работ одного иконографического типа, например, трех классических вариантов иконы "Сошествие во ад" – псковского, новгородского и Дионисиева из иконостаса собора Рождества Богородицы (ГРМ). Интересно сравнить их композицию, колорит, линеарное созвучие, детали[1].

«Сошествие во ад»: слева — псковского мастера, в центре — Дионисия, справа — новгородского мастера
«Сошествие во ад»: слева — псковского мастера, в центре — Дионисия, справа — новгородского мастера

Псковский мастер выбирает напряжение того мгновения, когда свершается чудо выведения прародителей из адской бездны (Псковская икона XIV в., ГРМ), Дионисий – момент, когда преображенный искуплением мир вновь после прегрешения прародителей обретает блаженную гармонию и первозданное совершенство (Дионисий, XV в., ГРМ). Новгородский мастер создает образ праздничного ликования после уже свершившегося события (Новгород, XIV - нач. XV вв., ГРМ).

А ведь все три произведения созданы по единой схеме и представляют один иконографический тип. В центре композиции мандорла – миндалевидное или круглое мистическое пространство, заполненное охраняющими ангельскими силами. Она окружает Христа, протягивающего правую руку одетому в зеленый хитон Адаму, левую - Еве в красном мафории. По сторонам от центральной группы – праведники, выше – символ воспарения духа – горки. В нижней части доски - черный провал ада с разбитыми дверьми.

Однако каждый мастер выбирает ту фазу длящегося в вечности события, которая отвечает его видению и вдохновению, а может быть, вкусам и пристрастиям заказчика, духу и настроению эпохи. Образ соответственно избранному моменту окрашен тем или иным чувством. Ключом к пониманию того, какой именно миг избран, служит одна выразительная деталь – створки разбитых дверей ада.

1. Створки дверей из иконы "Сошествие во ад" псковского мастера. 2. Створки дверей из иконы "Сошествие во ад" Дионисия. 3. Створки дверей из иконы "Сошествие во ад" новгородского мастера.
1. Створки дверей из иконы "Сошествие во ад" псковского мастера. 2. Створки дверей из иконы "Сошествие во ад" Дионисия. 3. Створки дверей из иконы "Сошествие во ад" новгородского мастера.

Художественный образ каждой иконы соответствует избранному моменту, его смысловой и эмоциональной наполненности.

В псковской иконе момент свершения действия подчеркивается положением разлетевшихся и еще не сложившихся крестом адских врат, распавшихся замков и ключей. Композиция динамична, в ней главную роль играет диагональное положение фигуры Христа. Спаситель изображен в напряженном усилии, Он буквально выдергивает Адама и Еву из ада. Композиция уравновешивается очертаниями симметрично расположенных горок и групп праведников.

Сошествие во ад с избранными святыми. Псков. Конец XIV—начало XV в. Русский музей. Санкт-Петербург
Сошествие во ад с избранными святыми. Псков. Конец XIV—начало XV в. Русский музей. Санкт-Петербург

Динамичность диагональной композиции усиливается контрастной гаммой пылающего красного, белого и черно-синего цветов. Алый хитон Христа с белыми пробелами подчеркивает силу и стремительность движения. В овальной черной[2], как небо в Космосе, мандорле стремительно летят навстречу нашему взору серафимы, изображенные бело-голубым, кажется, даже фосфоресцирующим цветом.

Как праздник всеобщего ликования воспринимается новгородская икона Сошествие во ад (Новгород. XIV-нач. XV в., ГРМ). Адские врата сложились благодетельным крестом и остались далеко внизу. Композиция иконы динамична, но уравновешенна: композиционная схема напоминает праздничный фейерверк со взлетающими к небесам разноцветными огненными струями.

Сошествие во ад. Новгород. Конец XIV—начало XV в. Русский музей. Санкт-Петербург
Сошествие во ад. Новгород. Конец XIV—начало XV в. Русский музей. Санкт-Петербург

Христос еще держит за руки Адама и Еву, но они уже стоят с ним рядом в позах благодарения. Их муки окончены, и праведники двумя ликующими группами окружили Спасителя.

Самой сложной и совершенной композицией отличается икона кисти Дионисия .

Изображен первый миг после гармонизации искаженного первородным грехом мира по выходе Христа из ада. Мандорла с силами небесными приняла идеальные очертания небесно-голубой окружности. Христос стоит на сложившихся крестом дверях ада, как на плоту спасения.

Дионисий и мастерская. Сошествие во ад. Около 1502 — 1503. ГРМ. Санкт-Петербург
Дионисий и мастерская. Сошествие во ад. Около 1502 — 1503. ГРМ. Санкт-Петербург

Композиционно икона напоминает классический план девятичастного крестово-купольного храма: зрительно делится на три регистра по горизонтали и три полосы по вертикали. В каждом регистре в свою очередь господствует принцип троичности.

Русские четырехстолпные храмы XII-XIII вв. Планы. Слева - Чернигов, церковь Пятницы, первые годы XIII в. Справа- Кидекша, церковь Бориса и Глеба, 1152 г.
Русские четырехстолпные храмы XII-XIII вв. Планы. Слева - Чернигов, церковь Пятницы, первые годы XIII в. Справа- Кидекша, церковь Бориса и Глеба, 1152 г.

В верхней части изображена группа из трех ангелов (вызывающая ассоциации с образами Пресвятой Троицы или Веры, Надежды, Любви) в разноцветных хитонах. Это центр, с двух сторон фланкированный двумя группами иконных горок с лещадками, символизирующих воспарение духа.

В верхней части изображена группа из трех ангелов, вызывающая ассоциации с образами Пресвятой Троицы или Веры, Надежды, Любви
В верхней части изображена группа из трех ангелов, вызывающая ассоциации с образами Пресвятой Троицы или Веры, Надежды, Любви

Во втором регистре троичную центральную группу образуют Христос с Адамом и Евой. А по сторонам, словно крылья, две большие группы праведников.

Во втором регистре троичную центральную группу образуют Христос с Адамом и Евой.
Во втором регистре троичную центральную группу образуют Христос с Адамом и Евой.

Наконец, в нижнем регистре – в провале ада – в центре архангелы, связывающие сатану, а по углам – встающие из гробов на Страшный Суд мертвецы. Мечутся в аду черти, каждый из которых воплощает грех или горесть человеческую – все, что мучает душу: кривость (ложь), скорбь, смерть. Ангелы из мандорлы поражают чертей длинными копьями- добродетелями.

В нижнем регистре – в провале ада – в центре архангелы, связывающие сатану.
В нижнем регистре – в провале ада – в центре архангелы, связывающие сатану.

Икона Дионисия – само воплощение гармонии мира, и при взгляде на нее человека охватывает спокойствие, а сердце наполняется надеждой на ожидающий его Свет.

Н.А. Яковлева. Проф., д-р иск.

_______________________________

[1] Подробно о литургическом смысле иконы Сошествие во ад см.: И.А. Шалина. Псковские иконы «Сошествие во ад. О литургической интерпретации иконографических особенностей. / Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб.: изд. Дмитрий Буланин, 1994. С.230-264. См. также: Православная энциклопедия «Азбука веры» - Azbyka.ru

[2] А.Н.Овчинников утверждает, что изначальный цвет мандорлы на этой иконе не черный, каким он воспринимается сегодня, а темно-синий (в личной беседе)