Найти в Дзене
ARTПатруль

Фальконье. Маленькая Швейцария в центре Москвы.

Оглавление

В начале апреля в центре Москвы открылся уникальный выставочный проект, посвященный Швейцарскому архитектору Гюстава Фальконье, создателю популярных на рубеже XIX—XX веков стеклоблоков, носящих его имя, выпускавшихся и использовавшихся в том числе в России в зданиях эпохи модерна.

В 1880-х годах Гюстав придумал и запатентовал уникальное произведение искусства – кирпичи фальконье, стеклоблоки, которые выдувались вручную и были полыми внутри. Изобретение быстро оценили: такие кирпичи пропускали свет, но были прочными, сохраняли тепло, не горели и не боялись воды. Стеклоблоки Фальконье дошли и до Российской империи, и успешно были применимы для строительства первой половины XX века. В Москве, Петербурге, Самаре, Саратове и других городах есть множество жилых и общественных зданий, где использовали стеклянные кирпичи Фальконье, но не все окна сохранились до наших дней.

Только ли выставка кирпичей?

Выставка посвящена истории изобретения и применения оригинального строительного материала, но скучно не будет.

Стеклянные кирпичи, выдуваемые вручную, в 1886 году запатентовал швейцарский архитектор Гюстав Фальконье. Их использовали там, где было запрещено устанавливать обычные окна по строительному уставу – из‑за возможности распространения огня при пожаре или чтобы сохранить тайну частной жизни, например на брандмауэрных стенах, выходящих во двор соседа. Через такие блоки ничего не было видно, они рассеивали свет, были прочными и огнеупорными, мало весили, имели хорошую звуко- и теплоизоляцию. В своей сути, это первые стеклопакеты.

-2

Разработка стала популярной после Всемирной выставки в Чикаго в 1893 году. Сначала кирпичи производили в Польше, но вскоре патент купили несколько российских заводов. Строительный материал стал популярен, его использовали в том числе всемирно известные архитекторы: Эктор Гимар, Гюстав Перре, Ле Корбюзье. В начале XX века кирпичи Фальконье применяли на фасадах и в интерьерах, в окнах и перегородках, в декоративных панно и эркерах и даже в зимних садах и оранжереях.

-3

После Второй мировой войны стеклянные кирпичи уступили место стеклоблокам. Их изготавливали промышленным способом, без применения ручного труда: просто спаивали две отпрессованные пластины в единое целое. В результате получалось гораздо больше продукции и меньше брака – так ушла эпоха кирпичей Фальконье. На смену искусному, дорогостоящему и устаревшему в производстве стеклянному кирпичу пришли прессованные квадратные и прямоугольные стеклоблоки. До сегодняшнего дня они широко применяются при возведении внешних стен и обустройстве интерьеров различного типа построек.

Вне стен выставки

В 2021 году благодаря сотрудничеству Музея архитектуры и экспериментального производства NWGlass.lab в Санкт-Петербурге была восстановлена технология изготовления стеклянного кирпича Фальконье. Инициировав масштабный выставочный проект и заказав для него более тысячи изделий разных моделей и цветов, Музей архитектуры стимулировал научные разработки и производственные опыты NWGlass.lab, специалисты которого добились максимального соответствия новых изделий историческим образцам. Именно этот успешный эксперимент сделал возможным последующую реставрацию двух исторических зданий – дома Щелухиной в Нижнем Новгороде и дома Ерошенко в Басковом переулке в Санкт-Петербурге. В обоих случаях были полностью воссозданы кладки фальконье в оконных проемах.

-4

Где посмотреть на кирпичи Фальконье в Петербурге и Москве?

Очевидно, что не только на выставке, команда ARTПатруль собрала несколько интересных локаций, где сохранились прекрасные архитектурные сооружения:

Вагонный сарай Бутырского трамвайного депо «Второго (Бельгийского) Общества конно-железных дорог»

Нижняя Масловка, 15

Здание построено в конце XIX века по проекту технической конторы инженера А.В.Бари. Изначально оно принадлежало Бельгийскому акционерному обществу, которое прокладывало конно-железные дороги в Москве. Именно отсюда выехали первые городские вагоны. Раньше три пары въездных ворот завершались тремя арками, остекленными кирпичами Фальконье, пропускающими в помещение дневной свет. Со временем окна заложили кирпичом, но в 2021 году сарай отреставрировали, а стеклянные кирпичи собрали из трех поврежденных окон с утратами в одно целое.

-5

-6

Дом Московского Политехнического общества

Малый Харитоньевский пер., 4

Здание построено в 1905–1907 годах по заказу Московского Политехнического общества, учрежденного в 1877 году для объединения выпускников Императорского Московского технического училища (ныне — МГТУ имени Н.Э.Баумана). Кроме него, здесь до 1917 года располагались редакции нескольких профильных журналов, выступали с докладами Павлов, Циолковский, Жуковский и Лебедев. Фиолетовыми кирпичами Фальконье в нем выложены брандмауэрные окна с обеих сторон дома.

-7

Доходный дом Ломакиной

Гиляровского, 20, стр. 2

Эклектичное здание со сложным ломаным силуэтом и фасадами в стиле северного модерна было построено в 1909 году. На северной брандмауэрной стене раньше были скругленные сверху окна, выложенные кирпичами Фальконье. В советское время часть окон заложили. Сегодня стеклоблоки можно увидеть в чердачных окнах-бойницах в аттике фасада.

-8

Государственная библиотека имени В.И.Ленина

Воздвиженка, 3/5, стр. 5

Здание РГБ возвели в 1940-х по проекту Щуко и Гельфрейха и украсили скульптурным фризом, отдельными статуями на балюстраде, выходящей к Моховой, медальонами с портретами ученых и литераторов, начиная с Архимеда. Уникальные книжные собрания находятся в многоярусном книгохранилище, окна которого выложены стеклянными кирпичами Фальконье.

-9

Петербург

Дом ювелирной фирмы «Фаберже»

Большая Морская, 24

В 1900 году для Карла Фаберже было построено здание в стиле модерн с элементами неоготики по проекту архитектора Карла Шмидта. Здесь были мастерские, магазин и 15-комнатная квартира хозяев. В 1918 году хозяин дома уехал в Лозанну. На первом этаже стали продавать золотые и бриллиантовые вещи, а на остальных этажах и в дворовых корпусах ювелиры, работавшие на Фаберже, устроили мастерские. В окне под аркой при входе на парадную лестницу сохранились оригинальные кирпичи янтарного цвета, сделанные на заводе Фредерика Дютфуа в Москве.

-10

Особняк Н.В.Безобразовой

Моховая, 34

Здание построено по проекту архитектора Юлия Бенуа. В нем располагались канцелярия Совета министров, Главное управление государственного здравоохранения, педагогический техникум, а сегодня — театральная академия. Кирпичами Фальконье с клеймами «М.Франк и Ко» здесь выложены брандмауэрные окна во двор — их можно увидеть по сей день.

-11

Особняк М.Л.Олейниковой

Лесной просп., 21

Трехэтажное здание возвели по проекту архитектора Роберта-Фридриха Мельцера при участии военного инженера Эрнеста Фридриха. В нем жила сестра предпринимателя Эммануила Нобеля — Марта Людвиговна — вместе с мужем, русским военным врачом Георгием Олейниковым. Сегодня это жилой дом. Здесь уцелели зеленые стеклянные кирпичи в брандмауэрных окнах на чужие дворы.

-12

Особняк М.В.Зива

Рижский просп., 29

Дом построен по проекту архитектора Бориса Гиршовича в 1905–1907 годах. В нем уцелели витражи, а на боковом фасаде есть окна с фиолетовыми кирпичами Фальконье. Благодаря подписи на витраже можно предположить, что все остекление выполнено мастерской торгового Дома «М.Франк и Ко».

-13

Собственный доходный дом А.Ф.Бубыря

Стремянная, 11

Модерновое здание неподалеку от Невского проспекта построено по проекту архитекторов Алексея Бубыря и Николая Васильева. Дом интересен не только скульптурным декором с изображением солнца, грибков, рыб и других существ, но и тем, что на черной лестнице и в квартирах можно увидеть остекление кирпичами Фальконье.

-14

А саму выставку «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры имени А.В.Щусева в павильоне «Руина» можно до 20 августа. Проект однозначно ARTПатрулирован!

Текст: Елизавета Маслова