Найти в Дзене

Все о Пользе Чтения, в Жизни Человека!

Оглавление
В чем польза чтения классической литературы или научной, чтения вслух или про себя - примеры и результаты исследований, мнения ученых.
В чем польза чтения классической литературы или научной, чтения вслух или про себя - примеры и результаты исследований, мнения ученых.

Содержание:

  • ТОП причин, почему полезно читать
  • Что говорят исследования
  • Что дает чтение классики и художественной литературы

ТОП причин, почему полезно читать

Развитие воображения

Верное утверждение было высказано миллионером и политиком Г. В. Балашовым о том, что люди с неуемной фантазией всегда будут пользоваться превосходством над теми, кто имеет только деньги. А лучший способ развить фантазию и воображение – это чтение книг.

Регулярное чтение запускает и тренирует такие мыслительные процессы, как моделирование, планирование, память, творческое мышление. Читающий человек самостоятельно режиссирует «полученный» из книги текст, который в его голове «конвертируется» в красочный живой кинофильм.

Поддержка психического здоровья

Регулярная тренировка мозга чтением новой информации помогает поддерживать этот орган в постоянном тонусе.

Доктор психологических и биологических наук Н. В. Черниговская заявляет: лучшее, что человек может сделать для своего организма – нагружать мозг сложной работой. В результате этого образуются новые нейронные связи и улучшается нейропластичность, благодаря чему человек может разносторонне оценивать любую ситуацию.

Развитие уверенности в себе

Начитанный человек имеет развитые мыслительные способности, благодаря чему возможно поддерживать разговор на любую тему.

Даже не зная ответ на какой-нибудь вопрос, эрудит сможет подобрать его благодаря ассоциативным связям.

Увеличение словарного запаса

Каждый человек имеет свой словарный запас (активный и пассивный) в определенном, индивидуальном объеме.

Словами из активного запаса мы пользуемся каждый день в бытовой речи. Пассивный же представлен совокупностью слов и речевых оборотов, которые взяты из литературной речи и не используются каждый день.

Начитанному индивидууму будет значительно легче сходу подобрать ряд синонимов к нескольким предложенным словам. Это также говорит о нейропластичности его мозга и способности находить неординарные выходы из ситуаций. Исходя из этого польза чтения книг очевидна.

Концентрация внимания

Известный психолог Андрей Владимирович Курпатов часто публикует высказывания о пользе чтения и о необходимости развивать в себе навык усидчивости и длительной концентрации внимания на отдельном процессе.

По словам ученого чтение является «спасательным кругом» для людей, живущих в эпоху появления нового медицинского диагноза – цифрового слабоумия.

Люди, предпочитающие чтение книг гаджетам, защищены от многих психических расстройств и всегда будут иметь интеллектуальное преимущество над теми, кто сидит за компьютером или смотрит телевизор.

Развитие памяти и мышления

Читая литературное произведение, людям автоматически приходится запоминать имена героев, события в хронологической последовательности, а также предсказывать развитие сюжетной линии.

Расширение кругозора

Польза чтения для человека определяется значительным расширением границ познания в любой выбранной области. Хорошо тренируют мозг в этом отношении исторические романы и научная фантастика.

Представить только: одна книга в руках мысленно способна перенести человека из уютного домашнего кресла на просторы Карибских островов, в африканские пустыни или вознести над огнями Северной Америки.

Кроме того, читая, можно узнать даже больше информации о культуре, быте и традициях других народов, чем во время настоящего путешествия.

Саморазвитие

Чтение литературы влияет на мозг гораздо благотворнее, чем просмотр телевизора. Во время чтения мозг человека вынужден сам придумывать декорации, одежду героев, их голоса, звуковые вибрации, до мелочей прорисовывать детали интерьера и даже текстуру поверхностей. Готовый продукт в виде экранизированного романа не провоцирует «включение» этих мыслительных процессов, мозг принимает готовую картинку без необходимости «напрягаться».

Успокоение нервов

Польза чтения литературы была доказана профессором Джоном Стейком во время научного эксперимента, проведенного в Оксфордском университете.

Некоторым людям, подключенным к аппаратам ФМРТ дали читать книги, другие участники исследования под такими же аппаратами просматривали видео со смартфонов. Функциональная магнитно-резонансная томография дает возможность посмотреть на работу мозга в динамике. Снимки работы головного мозга людей, читающих книги, отобразили «включение» тех мозговых центров, которые были не активны у людей со смартфонами.

Улучшение сна

Какая польза от чтения перед сном выяснили исследователи кембриджского университета. Процесс работы мозговых центров во время чтения активизирует выработку мелатонина – гормона, который улучшает качество сна, а соответственно – и ночного отдыха в целом.

Кроме того, перенесение в мир книжных героев перед сном помогает мозгу «разграничить» активную бытовую деятельность и постепенный переход к засыпанию.

Снижение уровня стресса

Нейро-физик Девид Льюис провел исследование, во время которого группу людей сначала нервировали посторонними раздражителями, а потом помогали успокоить нервы разными методами. Кто-то смотрел смешные видео, кто-то – сериалы, кто-то употреблял сладости или курил.

-2

Что говорят исследования

Чтобы не быть голословной, предлагаю обратиться за помощью к науке. Исследований на предмет пользы чтения проведено очень много. И эффективность и польза его (чтения) давно доказано. Но сомневающихся до сих пор остается немало, поэтому рассказываю.

Ученые из Ливерпульского университета провели такой эксперимент: они измеряли активность мозга студентов в процессе чтения произведений Шекспира и других известных поэтов. Они выяснили, что чтение поэзии вводит мозг в возбужденное состояние, которое сохраняется длительное время. Особенно активны были зоны, отвечающие за автобиографическую память. Затем ученые пересказали прочитанные произведения «своими словами». Эти пересказы не оказали никакого воздействия на активность мозга испытуемых.

Специалисты из Университета Эмори (Атланта) проводили МРТ 12 студентам, которые ежедневно читали по 30 страниц исторического триллера Роберта Харриса «Помпеи». Результаты показали, что чтение вызывало повышенную активность в той доле мозга, которая связана с речевой деятельностью и когнитивными способностями, отвечающими за сенсомоторные реакции. Причем возбуждение сохранялось и спустя какое-то время. Ученые выяснили, что студенты во время чтения переживали опыт «телесной семантизации», когда в процессе обдумывания определенного действия межнейрональные связи начинают дублировать эти действия. Например, мысли о плавании могут приводить к образованию тех же межнейрональных связей, что и физический процесс плавания.

Исследователи из Оксфордского университета также использовали МРТ в своем исследовании и выяснили, что во время чтения у человека активизируются те же участки мозга, что и при наблюдении сцен вживую.

Профессор оксфордского университета Джон Стейн утверждает: человек во время чтения настолько «вживается» в происходящее в произведении, что мозг реагирует на книгу так же, как если бы он сам реально участвовал в описанном. Проще говоря, утверждение: «Читатель проживает тысячи жизней», — недалеко от истины.

В 2008 году ученые университета Дьюка провели необычное исследование о  пользе чтения при лечении ожирения. Они отобрали 30 девочек, страдающих этой болезнью, в возрасте 9–13 лет и разделили их на три группы.

  1. Первая читала книгу «Спасительное озеро», в которой рассказывалась история девочки со схожей проблемой и низкой самооценкой, которая отчаянно хотела похудеть.
  2. Вторая группа читала книгу, в которой такой персонаж отсутствовал, а третья группа вообще не читала книг.

Результат был впечатляющим: снижение веса в первой группе было почти в два раза выше, чем у второй и третьей групп. Ученые пояснили это просто: чтение книги мотивировало девочек из первой группы на борьбу с ожирением, и вес снижался быстрее. Польза чтения для человека специализированной литературы в борьбе с некоторыми болезнями неоднократно подтверждалась и другими исследованиями.

Несколько ученых из Франции под руководством Станисласа Деэне решили сравнить активность мозга (с помощью того же МРТ) трех групп людей: неграмотных, научившихся читать в зрелом возрасте и грамотных с детства. Они выяснили, что у грамотного человека при распознавании текста существенно интенсивнее работает зрительная зона, активируются зоны, отвечающие за обработку звуковой информации, и параллельно задействуются еще несколько мозговых центров. Кроме того, у грамотного человека даже устная информация воспринимается быстрее, чем у неграмотного.

Специалисты Стэнфордского университета провели исследования не над обычными людьми, а над группой кандидатов наук по литературе. Они предложили им прочесть роман Джейн Остин разными способами, находясь внутри аппарата МРТ. Сначала их попросили читать текст просто, не задумываясь, а потом вдумчиво и анализируя прочитанное. В результате данного исследования ученые выяснили, что при переходе от одного способа чтения к другому (более аналитическому) происходит резкая смена видов деятельности мозга и изменяется характер и скорость кровообращения в головном мозге.

Недавнее исследование канадских ученых, опубликованное в журнале Child Development, обнаружило, что дети с более высоким навыком чтения в возрасте 7 лет, легче и быстрее проходят тесты на IQ, и показывают результаты выше своих не читающих сверстников.

Удивительное исследование провел нейрофизиолог Дэвид Льюис со своими  коллегами. Он решил выяснить, как разные виды деятельности способствуют снятию стресса. Для этого группу добровольцев умышленно вводили в состояние стресса, а затем предлагали снять стресс при помощи того или иного способа. Каково же было удивление ученых, когда они выяснили, что самым эффективным антистрессом оказалось именно чтение. Достаточно всего лишь шести минут чтения, чтобы расслабить мышцы и нормализовать частоту сердечных сокращений. Чтение обошло такие способы расслабления как прогулка на свежем воздухе, прослушивание музыки и распитие чая.

Специалисты Йельского университета обнаружили прямую связь между чтением и увеличением продолжительности жизни. В результате 12-летних наблюдений за участниками исследования, они выяснили, что у людей, читающих более 3,5 часов в неделю, риск преждевременной смерти в наблюдаемый период снизился на 23% по сравнению с теми, кто не читал вообще.

Исследования показывают, что стимуляция мозга может замедлить (или предотвратить) болезнь Альцгеймера и деменцию. Мозговая активность не дает главному органу потерять мощность. Мозгу, как и любой другой мышце, нужны постоянные тренировки.

Американская группа ученых во главе с Робертом Уилсоном в течение шести лет следила за группой из 300 человек старческого возраста (в среднем около 87 лет). А после их смерти исследовали их мозг на наличие патологических изменений. И выяснили, что те, кто на протяжении всей жизни читали больше среднего, на 34% меньше были подвержены проблемам с памятью, в то время как люди, которые совсем не читали, теряли память на 49% быстрее.

И еще несколько необычных, но полезных исследований. Специалисты университета Тулузы провели эксперимент и доказали, что чтение во время еды ошибочно назвали вредным. Наоборот, употреблять пищу и читать очень полезно. У людей, которые не расставались с книгой и во время трапезы, еда усваивалась лучше. Объяснили они это просто: во время чтения человек жует медленнее, а значит тщательнее, поэтому пища попадает в желудок в более измельченном виде и лучше переваривается.

Ученые Нюрнбергской академии нравственного и физического здоровья пришли к ещё более удивительному открытию. Они утверждают, что полезно читать в туалете. Особенно людям, регулярно страдающим запорами. И объяснили, почему. Чтение отвлекает человека от переживаний, а интересный сюжет благоприятно влияет на сокращение стенок кишечника, поэтому ученые настоятельно рекомендуют оставлять в туалете детективы или приключенческие романы.

-3

Что дает чтение классики и художественной литературы

Литературные произведения русских и западных классиков часто наполнены несколькими сюжетными линиями одновременно. Во время чтения таких трудов мозг «подстраивается» под большой объем информации. Каждая новая «порция» прочитанного (страница, глава, книга, серия работ) активизирует работу гиппокамфа – участка мозга, ответственного за запоминание. Так расширяется объем памяти.

Вследствие этого мозг становится «жадным» к новой информации и требует постоянную подпитку.

Если человек, не привычный к чтению, начнет читать по часу в день на протяжении месяца, очень скоро ему будет трудно ответить на вопрос, чем он был занят всё время до этого. Кроме того – он откроет в себе интерес к новым сферам познания. Такие примеры пользы чтения можно увидеть на собственном опыте.

Регулярное чтение классики благоприятно сказывается на общем развитии личности в духовном и психологическом плане. Мысли, перенесенные на бумагу – лучшее, что могли оставить нам представители ушедших поколений. Другими словами, каждая книга – это концентрация опыта, удач, ошибок и результатов жизни автора, сжатая в один литературный труд.

Чтение поэзии активизирует мозговые центры правого полушария, отвечающие за развитие креативности и творческого мышления. Также чтение поэзии способствует тренировке памяти. Мозг людей, часто читающих художественную литературу, даже физическими показателями отличается от мозга не читающих. Частые интеллектуальные напряжения способствуют не только увеличению числа нейронных сетей, но и изменениям в размерах и структуре аксонов и нейронов.

Психолог Андрей Курпатов часто рассказывает, в чем польза чтения классической литературы для молодых людей.

  • Читать объемные приключенческие романы и детективы особенно полезно в возрасте до 25 лет, когда мозг наращивает объем памяти и быстро генерирует полученную информацию в личный опыт.
  • Читателям, достигнувшим 25 лет, рекомендуется переходить на научную и технически сложную литературу.

Ученый рассказывает, чем полезно читать сложные тексты. Находясь в постоянном тонусе, мозг самостоятельно учится «отфильтровывать» ненужную информацию, которая поступает из окружающей среды.

Примечательно, что благоприятно влияет на мозг чтение именно бумажной литературы, а не электронных книг. Читая художественные произведения в классическом переплете, человек лучше запоминает хронологическую последовательность событий.

«Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор» –  Фелисите де Жанлис, французская писательница.

Но чтобы не быть голословной, все-таки приведу еще достоинства и аргументы чтения художественной классической литературы:

  1. Вы сможете легко поддержать разговор в любой компании. И совершенно не обязательно пересказывать весь сюжет известного романа. Достаточно назвать имя главного героя, популярную фразу или описать какое-то событие из произведения. Например, услышав об очередной несправедливости, вполне достаточно будет сказать: «Ужасный век, ужасные сердца!» или «Пир во время чумы» – о неуместном праздничном мероприятии. А ведь эти цитаты из одного произведения Пушкина.
  2. Будете лучше разбираться в людях. Классика имеет одно огромное преимущество – глубокий психологизм произведений. Особенно литература XIX века. Писатели того времени старались не только описывать реальные события, но и заглянуть в сокровенные уголки человеческой души, чтобы понять и описать истинные причины поступков героев. Например, повесть Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Автор в данном произведении глубоко исследует суть человеческой жизни, жестоко демонстрируя, что жизнь многих просто лишена смысла. Такие книги заставляют задуматься, остановиться и проанализировать собственную жизнь.
  3. Легче справляться с трудностями. Отличным примером послужит рассказ Дж. Лондона «Любовь к жизни». Главный герой рассказа – золотоискатель, потеряв всю свою добычу, с невероятными трудностями возвращается домой. Такие произведения отлично воодушевляют и придают сил в трудную минуту.
  4. Развить культуру речи. Современная литература отличается от классической скудностью и простотой изложения. В массовой литературе вы не встретите таких стилистических конструкций и богатого словарного запаса. Ведь не зря многие выдержки из классики разбирают на цитаты и часто используют в повседневной жизни. Например, цитаты Ильфа и Петрова из «Двенадцати стульев»: «Лед тронулся, господа присяжные!», «Утром деньги, вечером — стулья». Некоторые цитаты настолько прочно вошли в обиход, что многие, используя их, даже не знают, откуда они появились и кому на самом деле принадлежат. Как пример, крылатые выражения, которые на самом деле принадлежат Александру Грибоедову из «Горя от ума»:  «Счастливые часов не наблюдают», «Злые языки страшнее пистолета».
  5. Эффективно решать проблемы. Парадокс, но истины, описанные классиками даже много веков назад, актуальны до сих пор. Например, слова Сократа в V веке до н. э.: «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Читая подобные выдержки, понимаешь, что с тех времен, особо ничего не изменилось. И 100, и 300 лет назад люди сталкивались с аналогичными трудностями, и находили выход из любой ситуации. А значит, на их примере, можно решить и свои проблемы, которые не такие уж и неразрешимые, на самом деле. Понимание этого возвращает читателю уверенность в себе и внутреннюю гармонию.

А самое главное, на мой взгляд, что дает чтение классической литературы – это огромное удовольствие. Вы сможете насладиться изящным слогом, если решите прочесть «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса или «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Эти произведения увлекают не только сюжетом, но и невероятной красотой изложения.