Стихотворение Маршака «Дама сдавала в багаж…» чуть не объявили клеветой на Советские железные дороги.
А муха на иллюстрации к сказке Чуковского стояла слишком близко к комару и излишне кокетливо улыбалась.
«Крокодила» Чуковского ребятам и вовсе давать не надо, потому что это, по словам Крупской, буржуазная муть.
Так цензоры в начале прошлого века проходились по детской классике.
Однако и позже, в более «лайтовое» время писателям доставалось. Например, о «Чебурашке» было сказано следующее: «Граждане СССР не могут искать себе друзей по объявлению, потому как в Стране Советов все друг другу друзья и братья».
А в истории про друзей из Простоквашино сетования Шарика о большом количестве костей в мясе в гастрономе тоже сочли недопустимыми.
Детские книги подвергались цензуре не только у нас. В США «Приключения Гекльбери Финна» Марка Твена была забракована цензорами штата Массачусетс. По их словам, это произведение – «мусор, пригодный только для трущоб».
Кроме этого, герои там пользуются жаргонным языком и имеют дурные манеры.
А Бруклине книга не прошла цензуру из-за того, что Гекльбери Финн испытывал зуд и чесался.
И лишь в штате Иллинойс решили не оригинальничать и забраковали книгу из-за слова «негр».
Про жесткую цензуру детских книг в наши дни я мало слышала (ну, кроме Уральского родительского комитета с постоянными обращениями в прокуратуру и благословления РПЦ на чтение Хроник Нарнии и лютое неодобрение Гарри Поттера).
Зато есть законодательство, в соответствии с которым информационная продукция должна маркироваться возрастной меткой.
Хорошо это или плохо?
Я думаю, что хорошо. Такая метка позволяет сразу понять, чего ждать от книги. Да, не всегда она ставится адекватно, но она является ориентиром, а дальше каждый уже сам смотрит на готовность ребенка читать те или иные книги.
Мне нравится, что сейчас многие издательства рядом с меткой стали добавлять от себя, что всё это условность.
Хотя я читала недавно интервью с анонимным представителем крупного издательства, и там была показана обратная сторона. Чтобы книги попали на полку к своей целевой аудитории, надо придерживаться возрастной категории. А для этого приходится идти на жертвы - вырезать или изменять слова, неверно переводить и т.д.
Нужна ли жесткая цензура сейчас? О да, я бы ввела запрет на ужасные иллюстрации, ширпотреб с двигающимися глазками и «какая яркая и красивая, как детям нравится!» Ну еще всю ту жесть, которую сомнительные личности втюхивают на детских площадках. А еще на жуткие совращения текстов, типа как у Проф-пресса, когда не пересказали, а просто абзац рубанули.
А вы бы что подвергли цензуре?