О сюжетных арках, думаю, знают все, ну, или многие. Я тоже об этом писала неоднократно. Тут всё понятно: завязка (возникновение конфликта, интриги), подъём (нарастание напряжения, аккумуляция конфликта), кульминация (наивысшая точка напряжения, кризис), постепенное снижение напряжения (осознание способов разрешения конфликта, объединение сил и т. д.) и развязка. Это схема сюжетной арки. А что за арка у героя? Давайте разберёмся, потому что это тоже важно. От удачно созданного образа героя иной раз зависит успех всей книги.
Что такое арка героя
Этот термин в литературу, как и многие другие, пришёл от сценаристов. Однако сам литературный приём существовал с незапамятных времён. Суть его в том, что герой, двигаясь через сюжетные перипетии, должен меняться. То есть тот субъект, с которым читатель встретился в начале книги, и тот, кого мы видим в сцене развязки, — разные личности. Создать арку персонажа — это, значит, показать динамику образа, развитие героя.
Здесь те же ключевые точки, что и в сюжетной арке.
Герой в начале пути. Он может быть нерешительный и испытывающий проблемы с самооценкой. Или, наоборот, наглый и беспринципный эгоист. Короче, герой в отправной точке повествования должен иметь определённые недостатки.
Кульминация. Далее на пути к цели герой сталкивается с проблемами и препятствиями, преодолевать которые ему мешают те самые недостатки. Он, конечно, сопротивляется необходимости бороться с собой, так как это всегда болезненный процесс, но потом наступает кульминация. Кульминация в арке героя — это осознание им необходимости измениться: отказаться от каких-то неоправданных претензий, слабостей, дурных привычек, эгоизма. Или герой оказывается в такой ситуации, когда вынужден преодолеть свою робость и трусость, проявить решимость и настойчивость. То есть, как в любой кульминации, здесь происходит кризис и разрешение противоречий.
Спад напряжения, закрепление эффекта. Следующий этап более спокойный. Происходит спад напряжения за счёт того, что герой не только понял, но и принял необходимость изменений и начинает уже более спокойно работать над собой и решать проблемы. Например, изменяет своё отношение к близкими и проявляет к ним внимание или собирает сторонников для борьбы с антагонистом, демонстрируя не только решимость, но и организаторские способности. Или, прекратив унижаться перед начальником, уходит с работы и начинает искать способы самореализации. Или, преодолев свой эгоизм, оказывает бескорыстную поддержку девушке, которой раньше хамил, так как она его отвергала. То есть совершает действия, закрепляющие его изменения. И действия эти должны дать подкрепляющий эффект, который делает изменения героя более глубокими, явными и заметными.
Обновлённый образ героя. Последний этап арки обычно совпадает с развязкой. Часто она становится возможной только благодаря изменениям героя. Именно такой, изменившийся герой может добиться успеха в достижении цели. И этот герой оставляет у читателей то приятное впечатление от книги, которое сохраняется годами.
Три слона арки героя
Развитие персонажа становится возможным благодаря трём факторам.
Цель героя
То есть то, к чему он стремится, и то, ради чего автор и пишет произведение. Отсутствие цели и, соответственно, мотивации героя делает сюжет слабым, рыхлым, расплывчатым, а героя — похожим на медузу, которая плывёт по течению, а то и просто барахтается на мелководье. Кстати, именно этот фактор делает, например, сюжет любовного романа более чётким, а арки героев более яркими. Ведь у героев любовного романа или ромфанта всегда есть цель, причём для достижения этой цели они должны измениться, потому что теми, какие они в начале книги, вожделенный партнёр их не принимает.
А вот какой-нибудь боевик, который, по определению, должен быть увлекательным, многое теряет из-за того, что глобальной цели у героя иногда нет, он просто «мочит» всех, кто против него. Не всякий боевик, конечно. Яркий пример жанра, где большие возможности для выстраивания арки персонажа— это ЛитРПГ. Там герой начинает с нуля и набирает силу и навыки, и у героя есть цель (основной квест), к которой он стремится. Но у этого поджанра фэнтези свои проблемы. Там арка часто превращается в подъём к вершине. И оказавшийся на этой вершине персонаж не знает, что делать дальше. Точнее, конечно, автор не знает.
Препятствия
Они мешают достижению цели, создают сложности, становятся причиной конфликта. То есть это те элементы, которые обеспечивают развитие сюжета. Однако для арки героя важны такие препятствия, которые он не может преодолеть из-за своих негативных качеств. Тот человек, какого мы встречаем в начале произведения, в силу особенностей своей личности неспособен (или не хочет) справиться с трудностями, поэтому не может достигнуть цели.
Обратная связь
Герой не просто «приключается», преодолевает или не преодолевает препятствия. Каждое событие в произведении, так или иначе, влияет на изменения в его образе. С каждым ключевым событием очевиднее становится необходимость таких изменений. Осознание этой необходимости может накапливаться постепенно и изменениям носить эволюционный характер. Но осознание может иметь и форму яркой ослепляющей вспышки («Какой же я дурак! Что же я наделал!»). И герой ломает себя, наступает на горло своей гордости или трусости, закусив губу и закрыв глаза от страха, бросается на врагов. Но, так или иначе, именно события приводят к тому, что изменения становятся осознанными. например, если бы друг не попал в беду, то герой так и не понял бы, что ради его спасения готов пожертвовать собой.
Значит, выбирая приключения для своего героя, надо помнить о том, что они должны работать на изменение личности персонажа. Подобный путь проходят герои Р. Толкина и в «Хоббите» и во «Властелине колец». Один из ярких примеров такой арки героя — образ скряги Скруджа из рассказа Ч. Диккенса «Рождественская песнь». Это можно сказать идеальная положительная арка героя.
Отрицательная арка
То, что вы сейчас прочитали, имеет отношение к положительной арке — наиболее распространённому типу арки героя. Но она может быть и отрицательная, когда изменения, происходящие с героем, превращают его из в целом положительного персонажа в отрицательный. Такое в жизни случается, в литературе — тоже, но с главными героями в произведениях современных авторов подобный казус происходит нечасто. Читатели хотят симпатизировать герою, любить его, а не испытывать неприязнь и ненависть.
В качестве примера такой отрицательной арки можно привести образ Дориана Грея из романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». История эта носит явно нравоучительный характер, и автор не ставил цели влюбить читателя в своего героя, а наоборот, показать, как самолюбование приводит к распаду личности.
Но и в отрицательной арке работают те же три фактора, только они вызывают не положительные, а отрицательные изменения в личности персонажа. Чтобы достигнуть цели, герой должен превратиться в негодяя.
Плоская арка
Так называется ситуация, когда герой не меняется по ходу книги, собственно, автор и не планирует никакие изменения. Герой в конце такой же, как и в начале. Изменения здесь происходят в отношениях персонажей или же во внешних событиях, которые на героя не влияют. Такое случается в детективах, хоть и не во всех. Например, плоские арки у Шерлока Холмса и доктора Ватсона из рассказов А. Конана Дойла.
Или же герой просто борется со злом и спасает мир. Он представитель добра и защитник всех слабых. Меняться ему нет необходимости. Однако такой персонаж менее реалистичный, читатель подобному супергерою меньше сопереживает и не слишком волнуется за его судьбу. Да и скучнее, на мой взгляд, подобный идеальный персонаж.