Найти тему

Перипетия в художественной литературе — что это такое и зачем она нужна

1,6K прочитали

Перипетия — сейчас это слово нечасто услышишь в разговорной речи, да и в современных книгах встречается редко. А вот в XIX веке оно было довольно распространённым. Чаще всего его употребляли в значении «неприятные происшествия, осложняющие жизнь». Что касается литературы, то этот термин имеет немного иное содержание.

Перипетия — сейчас это слово нечасто услышишь в разговорной речи, да и в современных книгах встречается редко. А вот в XIX веке оно было довольно распространённым.

Что такое перипетия

Понятие это в литературе очень древнее, появилось оно ещё в античной драматургии, и ввёл его Аристотель. Да, он ещё и драматургией занимался. С древнегреческого слово «перипетия» (περιπέτεια) переводится как «внезапный поворот». Однако ставить знак равенства между этим понятием и сюжетным поворотом не стоит, так как перипетия это совершенно особый поворот, повышающий достоверность повествования, так как происходит не по вине героев или произволу автора, а случайно и естественно. И тем не менее влияет на дальнейшее развитие сюжета и на жизнь героя в целом.

Итак, в художественном произведении для перипетии, как некоего события в жизни героев характерны следующие признаки.

Естественный характер. Это событие не выбивается из реальности, не является чем-то из ряда вон выходящим, фантастическим, экстраординарным и т. д. Просто обычное событие: задержалась маршрутка, пришло, на первый взгляд, ничего не значащее письмо от знакомого, споткнулась лошадь на скачках, герой, задремав, проехал нужную остановку и др.

Случайность. Перипетия происходит как бы сама по себе, как естественное развитие событий. Никакой вины или заслуги в этом героя нет, так же как и нет происков антагониста: началась гроза, случайно разбилась чашка, Аннушка разлила масло на дороге.

Фатальность. Незначительная, казалось бы, случайность оказывает судьбоносное воздействие на жизнь героев. Происходит не просто поворот сюжета, а изменение в реальности персонажей. Пример — всё та же бутылка масла, что разбила Аннушка в романе Булгакова, или споткнувшаяся лошадь Вронского. Вовсе не значит, что перипетия влечёт за собой только неприятности, изменение в судьбе героя может быть и положительным, но обязательно кардинальным. Не просто улучшение или ухудшение ситуации, а встряска с переворачиванием всей жизни. Возможно, сначала фатальность события не заметна ни читателям, ни самому герою. Но после перипетии жизнь героя уже не будет прежней, как, например, жизнь Базарова после встречи с Одинцовой или жизнь Робинзона Крузо после встречи с Пятницей.

 «Случайная встреча». Романтические иллюстрации Robert Papp
«Случайная встреча». Романтические иллюстрации Robert Papp

Необратимость. События после перипетии нельзя повернуть назад, нельзя переиграть или исправить. Герой должен измениться, чтобы стать частью уже новой реальности. Иногда перипетия касается отношений персонажей, и тогда приходится меняться всем действующим лицам, например, как произошло в «Звёздных войнах», когда Люк узнал, кто его отец и кем ему приходится принцесса Лея. И тут тоже случайность Люк мог избежать схватки с Дартом Вейдером.

Как мы видим, перипетия — очень распространённый приём развития сюжета, причём сюжетным твистом её роль не ограничивается.

Функции перипетии

Довольно часто авторы используют это старинный приём интуитивно, по принципу «так само получилось», но, на мой взгляд, любой приём лучше применять осознанно, тем более такой перспективный, как перипетия. А функций у неё в художественном произведении много.

Движитель сюжета. Конечно, и других «движителей» достаточно — это и цель героя, и конфликты, и препятствия на пути к цели, и происки антагониста. Преимущество перипетии в её естественности и случайности. Например, попал герой в плен (в тюрьму), и ему грозит поутру казнь. Из тюрьмы надо как-то выбраться и казни избежать. Что делать автору? Можно «выкатить из кустов рояль», например, организовать землетрясение или прилёт инопланетян. Нет, это не перипетии, обычными и естественными такие события не назовёшь. Можно отправить на помощь герою друзей, а можно…

А, правда, что можно придумать, чтобы было естественно, случайно и неожиданно для читателей? Вот вам упражнение для разминки мозгов. Накидайте в комментарии варианты перипетий, соответствующие тем требованиям, что указаны в начале статьи. А мы обсудим и выберем самый подходящий. А я пока продолжу.

«Случайная встреча» Художник Владимир Румянцев (Из серии "Питерские коты")
«Случайная встреча» Художник Владимир Румянцев (Из серии "Питерские коты")

Активизация внимания. Перипетии удерживают внимание читателя, не дают ему заскучать. Это необходимо, особенно если повествование не является приключенческим романом — сделать увлекательной реалистическую прозу значительно сложнее. Вот описывает автор жизнь героя, какие-то его проблемы, отношения с коллегами, близкими, повседневную суету — так читателю и заскучать недолго. И вдруг раз — и жизнь героя неожиданно переворачивается с ног на голову. Читатель получает эмоциональную встряску, выдаёт «Ой, как интересно получилось!» и с оживившимся вниманием вчитывается в текст.

Перипетия, таким образом, вызывает эмоциональную реакцию читателя, что в современном мире в литературе ценится. Появляются чувства, сопереживания герою, повествование становится более эмоционально насыщенным.

Раскрытие образа героя. Перипетии играют важную роль в развитии героя, в становлении его характера. И ничто так не раскрывает образ персонажа как неожиданная экстремальная ситуация. Не обязательно угрожающая жизни, просто ситуация кардинально меняющая жизнь героя, требующая от него нестандартных решений.

Подводя итог, замечу, что не всякое произведение в обязательном порядке требует перипетий. В некоторых случаях без них можно и обойтись. В первую очередь это касается интеллектуальной литературы, задачей которой является не эмоциональная реакция читателя, а побуждение его к мыслительному эксперименту, к осмыслению жизни героя, общества, ситуации, себя самого. Подобная литература рассчитана на читателей, которые именно в такой интеллектуальной активности и нуждающихся. Часто это всё те же читатели, только в другом настроении. Сегодня хочется читать Алексея Пехова, а завтра Паоло Коэльо или вообще Элифаса Леви.

Но с перипетиями всё же лучше, слишком серьёзная интеллектуальная литература, где с героями ничего не происходит, быстро «приедается» и начинает вызывать скуку. Как здоровая, полезная, но безвкусная пища.

Итоги небольшой игры в поиск выхода из тюрьмы можно посмотреть здесь.