К моменту ухода из жизни пророка Мухаммеда исламская община контролировала даже не весь Аравийский полуостров. Лишь в следующие десятилетия начнутся завоевания, которые отдадут Ближний Восток под контроль мусульман. По этой причине кочевые племена Евразии не имели значения ни как возможные враги, ни как вероятные союзники. Лидеру уммы не было никакой необходимости думать о проповеди среди них либо учитывать этот народ в своих политических планах.
Тем не менее, несмотря на то, что пророк, по всей видимости, не был образован, он стремился к знаниям и являлся весьма любопытным человеком. Из Корана и хадисов нам известно, что Мухаммед имел хорошее представление о политической и экономической географии как ближневосточного региона, так и Африки и Азии. Он имел сведения об эфиопских государствах, знал про Индию и Китай, не говоря уже о Византийской империи и сасанидском Иране.
Мы не знаем, бывал ли он в других странах. Но через Мекку проходило множество караванов, а сам город держал внушительный торговый флот, который обеспечивал товарооборот между странами Средиземноморья и Азией. Основоположник ислама и сам был опытным купцом и погонщиком. А значит, знал главные и второстепенные пути, места отдыха, а также реальные и потенциальные опасности.
Поэтому есть большие основания утверждать, что он был знаком и с древними тюрками. Во время жизни пророка у них уже распалось единое государство, но Западный Тюркский каганат контролировал территорию от Черного моря до Средней Азии. То есть, о них должен был знать каждый просвещенный человек, особенно если он торговец по своему роду деятельности. А что делать, если кочевники контролировали изрядный кусок Великого шелкового пути?
Неудивительно, что у Мухаммеда имелось определенное мнение о тюрках, которое озвучено в двух достоверных хадисах. Как говорил Абдаллах ибн Аббас, двоюродный брат и близкий сподвижник пророка, могущество халифата сломят «…люди с лицами, красными, как кованые щиты…» Предполагается, что это красочное описание монголоидной внешности, сделанное человеком, который никогда не видел таких людей.
Также, халиф Муавия, при котором арабская держава проводила значительные завоевания и на востоке достигла Мавераннахра, передал хадис, что пророк как-то раз произнес такие слова: «Не трогайте тюрков, пока они не трогают вас». Когда один из его полководцев осуществил удачный поход в земли кочевников, он воздержался от дальнейшей экспансии и заявил, что тюрки всегда одержат верх над арабами там, «где растет полынь». То есть, Муавия, опираясь на слова Мухаммеда, предостерег мусульман от ведения военных действий в степи.
Еще один сподвижник, знаменитый Абу Хурайра, сообщил такой хадис: «Не наступит [судный] час, пока не появится племя широколицых с маленькими глазами и приплюснутыми носами, чтобы привязать своих лошадей у берега Тигра». А еще одно предание гласит, что: «Тюрки будут первыми, кто отберет у моего народа то, что было ему даровано». А другое утверждает, что тюрки изгонят иракцев из их страны и захватят Куфу – город, благодаря которому держался арабский контроль надо всем регионом.
К праведному халифу Умару, при котором арабы только начали завоевание византийский владений и Ирана, восходит еще один хадис: «Если ранили вы тюрка, отрубите ему голову, ибо вернутся они с порога смерти, а как поднимутся, так станут еще непримиримее через вас же, а не сами по себе».
К нашему огромному сожалению, еще более тысячи лет назад был составлен список достоверных и недостоверных хадисов. К достоверным относятся первые два. А остальные могут быть как реальными словами пророка, так и относиться к тому времени, когда тюркские племена завоевали бывший Арабский халифат. Но все равно, они очень красочно передают отношение арабов к среднеазиатским кочевникам, которым будет суждено завоевать весь исламским мир, защитить его от крестовых походов и распространить свою веру даже в Европу.