Безрельсовый и электрический – а значит самый зеленый вид транспорта – 13 апреля отмечает свой день рождения. Для проезда этого четырехколесного рогача не требуется прокладка путей, но не обойтись без электросети. О прошлом и будущем тульского троллейбуса материал нашего спецкора Надежды Долгих.
Представьте себе улицу Октябрьскую 1962-го года. «Волги» и «Москвичи» знать не знают о пробках, и вдруг среди них появляется невиданный доселе туляками безрельсовый рогатый трамвай. На пробную прогулку впервые тульский троллейбус вышел 12 октября. Удивленные горожане машут ему рукой и желают счастливого пути.
И пожелание сбылось: путь не собирается обрываться до сих пор. А начиналась троллейбусная история Тулы со строительства! Специальной тяговой электростанции и прокладки контактных сетей от Заречья до площади Челюскинцев – ныне Крестовоздвиженской.
Краевед Владимир Щербаков:
«Специально для троллейбуса в 1961 году был построен Московский путепровод. Сложная конструкция проводов была на площади Челюскинцев. Она оплетала сетью весь центр площади, но в центре опоры не было».
С появлением троллейбусов с улиц Коммунаров и Красноармейской убрали рельсы, старший брат троллейбуса – трамвай – переехал на соседние – Фридриха Энгельса и Коминтерна, а те стали называться привычно для нас проспектами – Ленина и Красноармейским. И к 1973 году сложилась знакомая тулякам городская сеть. Последний троллейбусный маршрут организовали в 1999-м году.
Заместитель директора по эксплуатации МКП «Тулгорэлектротранс» Татьяна Назарова:
«Троллейбусное движение связывает четыре района города. Туляки активно пользуются этим видом транспорта. Ежедневно на линию выходят 53 троллейбуса. В 2022 году тульские троллейбусы перевезли около 8 млн. человек».
Низкопольные, с большими панорамными окнами – эти приятности для тех, кто хочет увидеть город или имеет ограничения в мобильности – несмотря на видоизменения троллейбуса остаются неизменными. 60 лет назад первых 27 водителей отбирали по конкурсу из 157 кандидатов, все молодцы, шоферы с опытом. Теперь – это профессия с женским лицом.
Людмила Кривохина:
«Если поломка токоприемников или штанги, то отключаем машину полностью, и отключаю штанги».
Людмила взмывает вверх и вниз по троллейбусу вот уже 18 лет, успела поездить за рулем всех моделей, разве что кроме исторического, установленного на постаменте. Каждый раз при ДТП или поломке спешит не меньше, чем спасатели при пожаре.
Выручает автономный ход. Самые новые модели троллейбуса могут объехать преграду, будучи не привязанными к проводам. Но будущее зеленого транспорта и вовсе безусое.
Директор МКП «Тулгорэлектротранс» Алексей Марушкин:
«Есть ли вариант, что в Туле появятся электробусы вместо троллейбусов? Для них надо строить свои зарядные станции, свою инфраструктуру. Просто поменять троллейбус на электробус не получится. Город пойдет по пути автономных троллейбусов».
А теперь троллейбусная арифметика. Одна единица этого вида транспорта стоит 40 млн. рублей. Электробус – 60 млн, трамваи больше 70… Как раз последних в этом году закупят 17, а автопарк троллейбусов требует обновления на 70%. Вот и выходит, что дорого обходится Туле экологичный транспорт, и ускорить наступление будущего поможет загаданное взамен на счастливый билет желание.