Найти в Дзене

Научный полк: Константин Сивяков участвовал в обороне Сталинграда

Участник Великой Отечественной войны Константин Михайлович Сивяков называл самые напряженные дни Сталинградской битвы «Неделей большого зарева». Он участвовал в героической обороне города Сталинграда с первых дней, прошел с боями от Сталинграда до Пруссии в составе 1088, затем 1087 зенитно-артиллерийского полка малого калибра (МК), в дни Сталинградской битвы переименованного в 73 гвардейский зенитно-артиллерийский полк МК. От командира взвода Константин Михайлович вырос до помощника начальника штаба полка.

Затем демобилизовался и посвятил свою жизнь учебе и работе в Саратовском автодорожном институте. Являлся кандидатом технических наук, доцентом кафедры «Детали машин и теория механизмов и машин», деканом машиностроительного факультета Саратовского политехнического института, автором более 50 печатных научных и методических работ, а также четырех изобретений.

Родился Константин Сивяков 15 августа 1916 года в Пензе. В этом городе его отец, Михаил Иванович Сивяков (1877-1964), проходил военную службу в звании штабс-капитана. Мать Константина Михайловича, Вера Сергеевна Сивякова (Кудрявцева) (1895-1982), вышла замуж в 1913 году, не закончив последний класс института благородных девиц в Москве.

В 1935 году окончил фабрично-заводскую десятилетку (ФЗО) № 22 в Свердловске. С сентября по декабрь 1935 года обучался на курсах шоферов ЦУ Жилдорстроя Саратова. Работал шофером на строительстве железной дороги Уральск-Елецк и в организациях Саратова. В сентябре 1938 года поступил на первый курс механического факультета Саратовского автодорожного института им. В.М. Молотова.

До июня 1941 года учился в институте и периодически работал автомехаником в различных гаражах и шофером. 27 июля 1941 года, после окончания третьего курса Саратовского автодорожного института, был призван в ряды Советской армии в связи с началом Великой Отечественной войны. Был направлен в военное училище в город Чкалов. В марте 1942 года ему присвоили воинское звание лейтенант и направили в действующую армию.

«Главная задача — прикрытие неба. Воины стояли насмерть. Возмездие врагу было неотвратимым. Накануне этого дня мы находились на рубеже реки Царицы в цепи с пехотинцами и встретили яростное огневое сопротивление фашистов. Пару дней спустя, 2 февраля, в час дня мы, будучи уже в северной части города, наблюдали такую картину: до тридцати наших краснозвездных пикирующих бомбардировщиков утюжили вторую и последнюю группировку врага, засевшую в районе тракторного завода. Враг ожесточенно сопротивлялся, но в четыре часа дня и это логово сдалось. Были трудные для нас, зенитчиков, дни в обороне Сталинграда. Это первый массированный налет врага (23 августа). До темноты было совершено 2000 самолетовылетов фашистов», — вспоминал Константин Сивяков.

Начались пожары, в этот день враг поплатился более чем сотней самолетов. Вспоминаются и дни отражения групповых налетов стервятников на обороняемую дивизионом Сталгрэс. 4 ноября в семь утра на объект обрушились «юнкерсы» в сопровождении истребителей. Батареи прикрыли объект плотным огнем, сбили два головных самолета, расстроили строй, затем сбили еще четыре. Объект был сохранен и в последующие налеты. Сохранность Сталгрэс в ходе боев за Сталинград обеспечила город электроэнергией с первых дней восстановления. 19 ноября наступил радостный день —переход советских войск, выступление, затем окружение и разгром 330-тысячной армады врага.

«Мы обороняли: завод «Красный Октябрь», «Баррикады», тракторный завод, переправы, Сталгрэс, передовые наземные части, в том числе и в районе высоты 102 (Мамаев курган) и высоты 145,5 (Лысая гора), и другие. Сначала орудия размещались на крышах зданий заводов, затем часть личного состава включалась в истребительные батальоны. В ходе этих боев по приказу верховного главнокомандующего от 17 ноября 1943 года полк удостоен гвардейского звания. К этому времени боевой счет полка составил до 100 сбитых самолетов, до полутора десятка танков и автомашин, более полка пехоты противника», — рассказывал участник войны.

10 июля 1946 года демобилизовался Константин Сивяков в звании гвардии старшего лейтенанта и вернулся для продолжения учебы в институт на четвертый курс. Институт окончил с отличием в июле 1948 года и был оставлен для работы в институте на кафедре «Автомобили и тракторы».

13 января 1949 года был переведен на должность начальника учебного гаража в порядке укрепления его руководства. В феврале 1953 года перешел на преподавательскую работу ассистентом кафедры «Детали машин». В том же году в соответствии с решением Сентябрьского пленума ЦК КПСС был направлен на руководящую работу в сельское хозяйство, где работал сначала главным инженером Баулинской МТС в селе Духовницкое Саратовской области, затем главным инженером, а впоследствии директором Баулинской РТС.

В связи с перенесенной болезнью в июле 1960 года решением Саратовского обкома КПСС был освобожден от работы в сельском хозяйстве и возвратился в Саратовский политехнический институт на педагогическую работу на должность ассистента кафедры «Детали машин». С марта 1962 года работал старшим преподавателем кафедры «Теория механизмов и машин». По совместительству в период с 1960 по 1967 годов работал заместителем декана механического и машиностроительного факультетов.

В ноябре 1970 года защитил кандидатскую диссертацию и в 1970-1971 годах был деканом машиностроительного факультета. С 1971 и до начала 90-х годов — доцент кафедры «Детали машин и теория механизмов и машин».

Награжден орденом «Великой Отечественной войны», медалями: «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За освоение целинных земель», «За трудовую доблесть», юбилейными «20, 30, 40, 50, 60 — лет победы в Великой Отечественной войне», «50-лет Вооруженных сил СССР», «За доблестный труд, в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

Умер Константин Михайлович в возрасте 90 лет 14 января 2007 года в Саратове.