Найти тему
Петр Власов

ВВС 1МВ. Самые результативные асы JG-II (02)

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

САМЫЕ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ АСЫ JASTA-15

VELTJENS Josef (25 из 35 побед)

-2

Йозеф Фелтьенс (1894-1943) уже в первые дни войны вступил в армию; поначалу он проходил службу в гвардии, а потом его, как знатока техники, умеющего водить автомобили, направили в автоколонну 8-го армейского корпуса, где Фелтьенс быстро заслужил фельдфебельские нашивки. В конце 1915 года Йозеф перевелся в авиацию, а уже в середине декабря он сдал все летные экзамены, получив диплом пилота. С мая 1916 Фелтьенс стал совершать боевые вылеты на разведку, и к концу года за боевые успехи был произведен в офицеры.

В марте 1917 лейтенант Фелтьенс получил назначение в истребительную эскадрилью Jasta-14, в составе которой летчик и одержал свои первые 5 побед. В августе его перевели в Jasta-18, и в ней Йозеф довел список своих жертв до 10-ти. А в марте 1918 , при отборе лучших пилотов в состав недавно сформированной Jagdgeschwader-II, Фелтьенса забрал в эту эскадру ее руководитель гауптман Бертольд. Определенный для службы в Jasta-15, Йозеф уже в первых числах мая был назначен командиром этой эскадрильи, после чего Фелтьенс руководил «15-й красноносой» вплоть до самого конца войны. При этом ему дважды пришлось совмещать руководство эскадрильей с руководством всей Jagdgeschwader-II: 2 недели в августе и 2 недели в октябре он замещал выбывших из строя командиров Эскадры. За время пребывания в Jasta-15 лейтенант Фелтьенс сбил 25 вражеских аэропланов, доведя свой окончательный счет до 35 побед. За боевые успехи он был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса, Рыцарским крестом ордена Дома Гогенцоллернов с мечами, саксонским Рыцарским крестом ордена Альбрехта 2-й степени с мечами и вожделенным орденом всех германских асов – голубым крестом «Pour le Merite».

-3

За время службы в Jasta-15 Йозеф летал на нескольких типах истребителей: «Albatros» D.V, Fokker D.VII и на Siemens-Schuckert D.III. Все эти самолеты, окрашенные в официально утвержденные эскадрильные цвета, обязательно несли на фюзеляже личную эмблему Фелтьенса - большую оперенную индейскую стрелу.

И еще один любопытный штрих к характеристике Йозефа Фелтьенса: этот летчик, начинавший свою службу в гвардии, успел «пропитаться гвардейским духом и шиком», которые постоянно подчеркивал своим видом. Так, подкладка его лётного кожаного пальто, была выполнена… из тигровой шкуры. Это дорогое украшение гордо демонстрировалось Йозефом всем окружающим, когда он расстегивал отвороты пальто, спускаясь из кабины на землю…

HANTELMANN Georg von (25 побед)

-4

18-летний Георг фон Хантельманн (1898-1924) в 1916 году как кандидат в офицеры вступил в 17-й Брауншвейгский гусарский полк (знаменитый полк «Гусар смерти», носивших на шапках изображение черепа). В следующем, 1917 году юноша был произведен в лейтенанты, и после этого подал рапорт о переводе в авиацию; после прохождения курса летной подготовки бывший гусар в феврале 1918 был направлен в Jasta-18, но уже через месяц его перевели в Jasta-15, где не хватало летчиков. Едва получив свой первый боевой самолет, Георг тут же изобразил на его борту череп – эмблему своего прежнего гусарского полка; эта эмблема украшала и все его последующие машины.

«Гусар смерти» Георг фон Хантельманн открыл свой победный счет 6 июня 1918 г уничтожением британского легкого бомбардировщика DH.4. и за июнь он довел этот счет до 5 побед, что по меркам Антанты делало его асом. Во второй половине июня JG-II была передислоцирована южнее, оказавшись напротив сектора фронта, преимущественно занимаемого американцами. Поэтому все последующие победы фон Хантельманн одержал над янки, став одним из самых результативных асов, сражавшихся против летчиков США. Правда, поначалу «работа» на «американском участке фронта» у Хантельманна не заладилась: за июль-август он одержал только одну победу (еще три не смог подтвердить, и они ему не были засчитаны). Зато 12 сентября Георг не только добился титула «каноне» уничтожением 7-го и 8-го самолетов, но еще и победил вражеского аса – его жертвой стал лейтенант Дэвид Патнем (13 побед). За три вылета 14-го сентября фон Хантельманн «вогнал в землю» еще трех янки, а 16 сентября «гусар смерти» опять уничтожил вражеского аса: знаменитого лейтенанта Мориса Буайо, пятого по результативности аса Франции (35 побед). Через день, 18 сентября, жертвой Хантельманна пал еще один ас – американец лейтенант Джозеф Уэнер, пилот с шестью победами. 1-го октября Георг одержал уже 19-ю свою победу, а 4 ноября – последнюю, 25-ю. За высокую результативность и победы над целым рядом асов противника лейтенант фон Хантельманн был представлен к ордену «Pour le Merite», однако из-за окончания войны эту высшую боевую награду кайзеровской Германии так и не получил. Поэтому наградной список молодого «каноне» составили только Железные кресты 1-го и 2-го класса, и Рыцарский крест ордена Дома Гогенцоллернов, полученный Георгом в конце октября 1918 г, за 2-3 недели до перемирия.

САМЫЕ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ АСЫ JASTA-19

PIPPART Hans Martin (12 из 22 побед)

-5

Ганс Мартин Пиппарт (1888-1918) стал пилотом еще до войны; он даже имел свою собственную маленькую фирму по производству самолетов. С началом боевых действий Пиппарт вступил добровольцев в армию, как пилот был сразу определен в авиацию и назначен инструктором – обучать летному делу новичков. Лишь в феврале 1916 ему удалось попасть в боевую часть: Пиппарт стал пилотом разведчика на Восточном фронте. Разведкой Ганс занимался до апреля 1917, дослужившись при этом до офицерского звания. В апреле 1917 Пиппарта перевели в истребительную эскадрилью Kampfstaffel-1, воевавшую здесь же, на Русском фронте. Эта эскадрилья организационно входила в FA(A)-220, подчиненную истребительному командованию Южной армии. Летая на истребителе Roland D.II, над Галицией, Пиппарт до конца октября 1917 года одержал 6 побед, уничтожив 4 русских аэростата и 2 аэроплана. После прекращения боевых действий на Восточном фронте в связи с перемирием с большевиками лейтенанта Пиппарта в начале 1918 года перевели на Западный фронт, в 13-ю эскадрилью, как раз только что вошедшую в состав Jagdgeschwader-II. В Jasta-13 Ганс служил до конца апреля, одержав в ее составе 4 победы (2 аэростата и 2 самолета), после чего Пиппарта назначили командиром Jasta-19 в той же JG-II. Командуя 19-й эскадрильей, Ганс одержал еще 12 побед, сбив со 2 мая до 11 августа 11 самолетов и 1 аэростат. Вот атака на аэростат 11 августа и стала роковой для Пиппарта: после уничтожения «летающей колбасы» Гансу пришлось прыгать с парашютом из своего изрешеченного Fokker'а, который перестал слушаться управления. Однако парашют летчика не раскрылся, и Пиппарт погиб при ударе о землю.

За боевые успехи Ганс Пиппарт был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса, и Рыцарским крестом ордена Дома Гогенцоллернов с мечами. На Западном фронте Пиппарт летал на трипланах Fokker Dr.I. В Jasta-13 его самолет нес стандартную эскадрильную маркировку этой части – белые капот и хвостовое оперение – выделяясь среди других машин волнистой белой лентой вокруг фюзеляжа. В Jasta-19 Пиппарт для выделения своей машины (чтобы его летчики легко находили в небе своего командира и видели, какие сигналы он подает) окрасил триплан полностью в черный цвет, оставив в эскадрильной маркировке лишь хвостовое оперение (желтое горизонтальное оперение с черными полосами и белый вертикальный руль направления). Персональной эмблемой Пиппарта в этот период стал желтый круг с широкой красной окантовкой.

BEAULIEU-MARCONNAY Oliver (12 из 25 побед)

-6

С началом Великой войны 16-летний студент Оливер фон Больё-Марконнай (1898 – 1918) вступил кадетом в 4-й прусский драгунский полк, и в его составе участвовал в боях 1914 – 1915 гг., особо отличившись в сражении у Рокитненских болот. За боевые заслуги 17-летний Оливер в июле 1916 был произведен в офицеры - получил погоны лейтенанта, а так же был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса. В конце 1916 барон фон Больё-Марконнай подал прошение о переводе в авиацию, и после прохождения обучения летному делу стал пилотом истребителя в Jasta-18, из которой в марте 1918 его перевели в Jasta-15, под командование Йозефа Фельтьенса. Оливер, получивший среди сослуживцев прозвище «Боли», первый вражеский самолет сбил в конце мая 1918 года, и за лето довел счет своих побед до 13. А 2 сентября 19-летнего юношу назначили командиром 19-й эскадрильи - вместо погибшего Пиппарта. За сентябрь юный комэск сбил 8 аэропланов, еще 2 победы он не смог подтвердить. К 10 октября счет фон Больё-Марконнай увеличился на очередные 4 сбитых аэроплана и достиг 25 побед (13 – в составе Jasta-15, и 12 – в Jasta-19). Такая результативность вывела «Боли» на 1-е место среди асов его эскадрильи. Но на этом счет молодого летчика и завершился: в воздушной схватке 16 октября Больё-Марконнай получил тяжелое ранение. По иронии судьбы, «Боли» пострадал от немецких пуль: маневрируя во время погони за вражеским самолетом, Оливер попал под очередь другого германского истребителя, стрелявшего по той же цели. Истекающий кровью Больё-Марконнай все же сумел посадить машину, и его отправили в госпиталь; но врачи констатировали, что ранение смертельно, и юноша не выживет. Командование JG-II постаралось как можно скорее провести представление о награждении «Боли» орденом «Pour le Merite», чтобы летчик успел получить эту высокую награду до смерти. Начальство успело: Оливер узнал о том, что он стал кавалером «Pour le Merite» 26 октября 1918 г, за несколько часов до того, как умер. 20-летний «Боли» стал самым молодым кавалером этой награды.

В составе Jasta-19 Оливер Больё-Марконнай летал на Fokker'е D.VII с голубым фюзеляжем и крыльями в камуфляже «лозенг». Нос самолета до кабины и колпаки шасси были выкрашены в желтый цвет, на обоих голубых бортах самолета красовалась белая личная эмблема летчика: стилизованное тавро 4-го драгунского полка (4D), в котором Больё-Марконнай начинал свою военную службу.

ВВС 1МВ: Jagdgeschwader II (Германия)

Самые результативные асы JG-II (01)

Список других статей канала по теме «Авиация Первой мировой войны» находится здесь

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории