Найти в Дзене
Петр Власов

ВВС 1МВ: Jagdgeschwader II (Германия)

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Истребительное соединение Jagdgeshwader-II (JG-II) было сформировано в феврале 1918 года из четырех прусских эскадрилий: Jasta-12, Jasta-13, Jasta-15 и Jasta-19. Поначалу JG IIдействовала над 7-й и 18-й германскими армиями, но затем JG-II стала исполнять роль «пожарной команды», появляясь в зоне тех немецких армий, которым в тот момент наиболее требовалась воздушная поддержка. За менее чем год существования JG-II ею командовали по очереди 7 офицеров; частая смена командиров была связана с их гибелью или ранением. Причем раненые командиры после излечения возвращались на свою должность (в период их лечения Jagdgeshwader руководили заместители). Дольше всех должность командира JG-II занимали: гауптман Рудольф Бертольд (с перерывами на лечение – с середины марта по середину августа 1918) и лейтенант Йозеф Фелтьенс (тоже с перерывами - с середины августа до середины октября).

С момента создания Jagdgeshwader-II и до окончания войны ее летчиками было одержано 336 подтвержденных побед (302 – пилотами эскадрилий + 34 – офицерами, командовавшими всей Эскадрой). Однако четыре эскадрильи, вошедшие в феврале 1918 года в JG-II, начали свою боевую деятельность намного раньше формирования этой Эскадры. Поэтому их окончательный победный счет значительно выше: совместная результативность Jasta-12, -13, -15 и -19 за всю 1-ю мировую войну составила 505 воздушных побед.

Эскадра JG-II была расформирована в ноябре 1918 года - в связи с окончанием войны; в это время ею руководил обер-лейтенант Оскар фон Боенигк.

JASTA 12 (155 побед)

Jasta-12 была сформирована в сентябре 1916, и в течение 1916 – 1917 годов поддерживала с воздуха действия 7-й и 1-й германских армий. Первым командиром 12-й эскадрильи был гауптман Пауль фон Остеррот, погибший в апреле 1917 года; после него эту должность занимали еще 7 офицеров. Последним командиром Jasta-12 стал лейтенант Герман Беккер, принявший командование частью в июле 1918 года.

Поначалу Jasta-12 воевала на устаревших к тому времени монопланах Fokker Е.I; именно на такой машине была одержана первая победа эскадрильи в декабре 1916 г. В начале 1917 года летчики Jasta-12 получили более совершенный на тот момент биплан «Albatros» D.III. На этом самолете эскадрилье пришлось сражаться почти весь год, несмотря на то, что уже к середине 1917 D.III тоже устарел. К февралю 1918, когда Jasta-12 была включена в состав JG-II, ее авиапарк представлял собой настоящую мозаику: в эскадрилье числились по 1-2 машины «Albatros» D.V, Halberstadt CL.II, Pfalz D.III. Больше всего в это время в Jasta-12 было трипланов Fokker Dr.I (5 самолетов). Впоследствии в эскадрилье число трипланов увеличилось – в Jasta-12 передавались потрепанные Фоккеры-трипланы из других подразделений, получавших более современные истребители. В дополнение к этим устаревшим машинам эскадрилья принимала так же единичные, являвшиеся по сути экспериментальными Siemens-Schuckert D.III и D.IV, которые не отличались надежностью. Фактически до самого конца войны летчики Jasta-12 были вынуждены летать на устаревших или экспериментальных малосерийных истребителях; вожделенных для всех кайзеровских асов отличных бипланов Fokker D.VII в 12-й эскадрилье насчитывалось всего 3 экземпляра. Тем не менее, несмотря на почти постоянную устарелость используемой техники, летчики Jasta-12 за время войны одержали 155 воздушных побед, включая 3 аэростата. Из них 104 победы 12-я эскадрилья одержала до вступления в JG-II, и 51 – уже в составе II-й Эскадры. Потери эскадрильи за войну составили 26 летчиков (17 погибли в бою, 1 попал в плен, 8 выбыли из строя по ранению).

Три аса за время службы в Jasta-12 превысили планку в 20 воздушных побед: Герман Беккер сбил 23 вражеских аэроплана, Ульрих Неккель в 12-й эскадрилье одержал 21 из своих 30 побед, и Адольф риттер фон Тучек 20 из 27 своих побед одержал, будучи командиром Jasta-12 (из остальных 7 побед он 3 одержал в составе Jasta-2 «Бёльке» и 4 – в должности командира JG-II). Кроме этих пилотов еще 6 летчиков Jasta-12 сбили в составе эскадрильи не менее 5 самолетов каждый. Так же в разное время в Jasta-12 служили 11 летчиков, ставших асами в других эскадрильях; но их вклад в успехи 12-й эскадрильи был минимальным (от 0 до 4 побед). Таким образом, все асы, служившие в Jasta-12, сбили вместе 127 самолетов, что составило 81,9% от общего числа побед эскадрильи.

Эскадрильная маркировка

-2

До апреля 1918 года в Jasta-12 бипланы Albatros, Pfalz и трипланы Fokker Dr.I несли заводскую окраску, при черных хвостах и задней части фюзеляжа; еще одной эскадрильной особенностью были белые, обрамленные черной полосой коки винта; на трипланах капоты двигателей – полностью белые.

-3

После того, как JG-II возглавил Бертольд, эскадрильная маркировка Jasta-12 изменилась. Бертольд ввел в эскадрильях своей Эскадры единую раскраску самолетов: теперь фюзеляжи всех истребителей JG-II были выкрашены в синий цвет, хвостовые вертикальные рули направления стали белыми, а крылья обычно несли фабричную окраску «лозенг». По эскадрильям же самолеты различались разным цветом капотов моторов. В частности, в Jasta-12 капоты окрашивались в белый цвет.

JASTA 13 (108 побед)

Jasta-13 была сформирована в сентябре 1916 года; в 1916 – 1917 годах она занималась воздушной поддержкой армейской группы генерала Штранца и 7-й германской армии. За время существования эскадрильи в ней сменилось 6 командиров; первым был обер-лейтенант Эрхард Эгерер (занимал этот пост до конца 1916), последним – лейтенант Франц Бюхнер (принял командование в июне 1918).

Длительное время Jasta-13 воевала на устаревших еще к середине 1916 монопланах Fokker-Eindekker; возможно, этим объясняется длительное отсутствие побед на счету эскадрильи (первая победа летчиками Jasta-13 была одержана лишь в конце января 1917 года), когда Jasta-13 сменила свои тихоходные маломаневренные монопланы на бипланы (какие именно, к сожалению неизвестно). Но видимо и полученная техника так же была устаревшей (а, возможно, не на высоте оказалась выучка пилотов) – ведь даже в конце августа 1917 на счету 13-й эскадрильи числилось всего 10 побед. Известно лишь, что к февралю 1918, когда Jasta-13 вошла в состав формирующейся Jagdgeschwader II, эскадрилья была вооружена бипланами «Albatros» D.V и трипланами Fokker Dr.I. Эти самолеты, более-менее современные для начала 1918 года, оставались на вооружении Jasta-13 до осени, пока их постепенно не вытеснили поступавшие в эскадрилью с лета 1918 новые бипланы Fokker D.VII. Хорошая современная техника (и приобретенный летчиками боевой опыт) помогли эскадрилье к концу войны значительно увеличить победный счет. Всего за время войны летчики Jasta-13 одержали 108 воздушных побед (22 до, и 86 – после вступления в JG-II). Потери эскадрильи за войну составили 17 летчиков (12 погибли в бою, 1 – в катастрофе, 2 попали в плен, 2 выбыли из строя по ранению). Необычным для того времени достижением стало то, что два пилота Jasta-13 при столкновении в воздухе спаслись на парашютах.

В Jasta-13 вырос только один крупный ас (но действительно – крупный!): это Франц Бюхнер, одержавший в составе 13-й эскадрильи 39 из своих 40 побед. Еще три летчика Jasta-13 сбили от 5 до 9 самолетов. Кроме того, в составе эскадрильи в разное время служили три аса, имевшие на своем счету от 14 до 22 побед, но их вклад в «урожай» именно Jasta-13 был минимальным (от 0 до 4 побед). Таким образом, все асы, служившие в Jasta-13, сбили вместе 76 самолетов, что составило 70,4% от общего числа побед эскадрильи.

Эскадрильная маркировка

-4

До начала лета 1918 года в Jasta-13 трипланы Fokker Dr.I имели белые хвосты и заднюю часть фюзеляжа, а также белые капоты двигателей.

После того, как JG-II возглавил Бертольд, а Jasta-13 стала получать новые самолеты Fokker D.VII, эскадрильная маркировка изменилась. Теперь фюзеляжи самолетов Jasta-13 окрашивались в синий цвет (крылья продолжали нести фабричную окраску «лозенг»), рули направления на хвосте стали белыми, а капоты моторов получили зеленую расцветку.

JASTA 15 (150 побед)

Jasta-15 была сформирована в конце сентября 1916 г. на базе KEK Habsheim, а также FFA-48 и -68. Эскадрилья действовала в зоне 18-й, а затем 5-й германских армий. За время ее участия в войне в Jasta-15 сменилось 9 командиров; первым руководил эскадрильей обер-лейтенант Герман Кропп (по ноябрь 1916), последним – лейтенант Йозеф Фелтьенс (с августа 1918).

Первые победы летчики только что сформированной 15-й эскадрильи одержали уже 12 октября 1916, сбив в одной схватке сразу 3 самолета. В это время Jasta-15 была оснащена бипланами Fokker D.II и Fokker D.III. В 1917 15-я эскадрилья получила бипланы «Albatros» D.III, а позже – Pfalz D.III и «Albatros» D.V. К началу 1918 года в часть стали поступать так же трипланы Fokker Dr.I. В феврале 1918, когда Jasta-15 была включена в состав формирующейся Jagdgeshwader-II, на счету этой эскадрильи было 47 воздушных побед. Весной 1918 15-я эскадрилья получила несколько малосерийных Siemens-Schuckert D.III, а с конца лета основную часть авиапарка стали представлять бипланы Fokker D.VII. В составе JG-II летчики Jasta-15 сбили еще 103 самолета.

Таким образом, общий счет этой эскадрильи за войну составил 150 воздушных побед при потере 15-ти летчиков (7 погибли в бою и 2 – в катастрофах, 2 попали в плен, 4 выбыли из строя по ранению, один из них был ранен в катастрофе). Три аса за время службы в Jasta-15 превысили планку в 20 воздушных побед: Георг фон Хантельман в составе 15-й эскадрильи сбил 25 аэропланов; Йозеф Фелтьенс – 25 из своих 35; Генрих Гонтерман – 22 из 39. Более 10 побед одержали еще три аса: Йоханнес Кляйн – 15 из своих 16 побед, Оливер фон Больё-Марконнай – 13 из 25, и Гуго Шефер одержал в Jasta-15 все 11 своих побед. Кроме того, 6 самолетов сбил Густав Клаудет, и 5 - Эрнст Удет (закончил войну со счетом в 62 победы). Так же в разное время в Jasta-15 служили 9 летчиков, ставших асами в других эскадрильях; но их вклад в успехи 15-й эскадрильи был минимальным (от 0 до 2 побед). Таким образом, все асы, служившие в Jasta-15, сбили вместе 133 самолета, что составило 88,7% от общего числа побед эскадрильи.

Эскадрильная маркировка

-5

До весны 1918 года имевшиеся в Jasta-15 трипланы Fokker Dr.I несли белые капоты двигателей, и белые хвостовые рули направления; весь их фюзеляж был в стандартной заводской окраске. Бипланы Pfalz D.III и «Albatros» D.V, составлявшие в то время основную часть авиапарка эскадрильи, эскадрильной маркировки не несли, и были полностью окрашены в серебристый цвет (некоторые машины покрывались мелкими маскировочными пятнами). Между собой серебристые самолеты различались лишь индивидуальными эмблемами пилотов.

-6

После того, как JG-II возглавил Бертольд, Jasta-15 уже в начале апреля полностью сменила эскадрильную окраску. Теперь фюзеляжи их Pfalz D.III и «Albatros» D.V были полностью выкрашены в синий цвет (включая хвостовые рули направления), а капоты двигателей стали красными (крылья машин несли фабричный камуфляж, но некоторые пилоты и верх крыльев своих машин выкрасили синим).

-7

Ту же окраску получили и новые Siemens-Schuckert D.III, поставленные в Jasta-15 в мае 1918 г; но на этих машинах хвостовые рули направления стали белыми. Абсолютно ту же маркировку приобрели и бипланы Fokker D.VII, поступившие в эскадрилью только в конце лета.

JASTA-19 (92 победы)

Jasta-19 была сформирована в конце октября 1916 года, но к боевой работе эскадрилья приступила только в декабре, когда получила и освоила бипланы «Albatros» D.II. С этого момента и весь 1917 год Jasta-19 поддерживала с воздуха действия 1-й, затем 7-й, и вновь – 1-й германских армий.

За время существования 19-й эскадрильи ею поочередно руководили 12 командиров. Формированием и оснащением самолетами занимался обер-лейтенант Франц Вальц; в первый бой Jasta-19 повел обер-лейтенант Эрих Хан (командовал эскадрильей с ноября 1916 по сентябрь 1917), а завершила войну Jasta-19 под командованием лейтенанта Вильгельма Леуша.

Вступив в боевые действия на бипланах «Albatros» D.II, 19-я эскадрилья и в 1917 году летала на самолетах этого типа, получая последовательно улучшенные модификации «Альбатроса» - D.III и D.V; а в начале 1918 гола в Jasta-19 начали поступить трипланы Fokker Dr.I. К февралю 1918, когда произошло подчинение 19-й эскадрильи Jagdgeschwader-II, ее летчики одержали 30 воздушных побед. На «Альбатросах» и трипланах 19-я эскадрилья воевала всю первую половину 1918 года; лишь летом данный автопарк был дополнен парой Siemens-Schuckert D.III, одним Fokker E.V и тройкой Fokker D.VII (но в течение осени постоянно пополнявшееся количество «семерок» постепенно вытеснило из обихода эскадрильи другие типы истребителей).

Всего за время войны летчики Jasta-19 одержали 92 воздушные победы (в том числе 10 аэростатов). Из них 30 побед были записаны до, и 62 победы - после подчинения JG-II. Потери эскадрильи за войну составили 16 летчиков (11 погибли в бою, 1 попал в плен, 4 выбыли из строя по ранению). Достаточно необычным достижением для того времени стало то, что один сбитый пилот Jasta-19 спасся на парашюте.

За время службы в Jasta-19 два аса превысили планку в 10 воздушных побед: командир 19-й эскадрильи Оливер фон Больё-Марконнай сбил 12 аэропланов (почти половину из своих 25 побед), и столько же самолетов сбил в составе Jasta-19 Ганс Пиппарт (общий счет – 22 победы). Еще 5 асов 19-й эскадрильи одержали от 5 до 6 побед. Кроме того, в разное время в Jasta-19 служили 5 летчиков, ставших асами в других эскадрильях; но их вклад в успехи 19-й эскадрильи был минимальным (от 2 до 4 побед). Таким образом, все асы, служившие в Jasta-19, сбили вместе 66 самолетов, что составило 71,7% от общего числа побед эскадрильи.

Эскадрильная маркировка

-8

В течение 1917 – первой половины 1918 года бипланы «Albatros» в Jasta-19 имели стандартные фабричные расцветки лакированной фанеры; эскадрильной маркировкой этих машин служил хвостовой руль направления, окрашенный в темно-зеленый цвет. Полученные в начале 1918 г трипланы Fokker Dr.I, весь фюзеляж которых был в стандартной заводской окраске, несли белые капоты двигателей, и белые хвостовые рули направления (подобно трипланам Jasta-15). Эскадрильным отличием трипланов 19-й эскадрильи от 15-й служило хвостовое оперение желтого цвета, по которому пролегали две широкие черные диагональные полосы.

-9

Когда же Jasta-19 стала получать новые самолеты Fokker D.VII, ее эскадрильная маркировка изменилась. Теперь фюзеляжи самолетов Jasta-19 окрашивались в синий цвет (крылья продолжали нести фабричную окраску «лозенг»), рули направления на хвосте стали белыми, а капоты моторов получили желтую расцветку.

Самые результативные асы JG-II (01)

Самые результативные асы JG-II (02)

Источники:

Clark A. Aces High. The War in the Air over the Western Front 1914-18. London, 1999.

Franks N., van Wyngarden G. Fokker D.VII Aces of World War 1. Osprey Publishing, 2003.

Franks N., van Wyngarden G. Fokker Dr.I Aces of World War 1. Osprey Publishing, 2001.

Murawski M. Kaiser’s Aces. Lublin: Kagero, 2003.

Skulski P., Sankowski W. Asy wojny 1914-1918. Wroclaw: Ace publication, 1994

VanWyngarden G. Aces of Jagdgeschwader Nr II. Osprey Publishing, 2005.

Боевое применение германских истребителей «Альбатрос» в Первой мировой войне. «Война в воздухе» № 75. Периодическое научно-популярное издание. Редактор-составитель Иванов С. В. ООО «АРС»., 2001

Истребители Первой мировой войны. «Война в воздухе» № 85, 86. Периодическое научно-популярное издание. Редактор-составитель Иванов С. В. ООО «АРС»., 2001

Кондратьев Вячеслав. Истребители первой мировой войны. М.: Московская правда, 1996

Обухович В.А., Никифоров А.Ф. Самолеты первой мировой войны. Минск: Харвест, 2003

Рохмистров В.Г. Авиация великой войны М: «Издательство АСТ»: ОАО «В30И», 2004.

Спик Майк. Истребители. Асы ХХ века М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

Фрэнкс Н., Бейли Ф., Гест Р. Германские асы первой мировой войны. М.: ЭКСМО, 2006

Харук А.И. Истребители первой мировой войны. М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории