Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Картины Габриэля Пачеко в работе психолога (случай из практики)

Для меня иллюстрации мексиканского художника Габриэля Пачеко стали уже настольными. Очень люблю их использовать в качестве метафорических ассоциативных карт в работе с клиентами.

Картины Пачеко символичны, наполнены и эмоциональны. Это так странно: практически на каждой картине можно увидеть человека с несильно эмоциональным лицом, цветовая гамма так же не насыщенна (большое количество картин представлены в сине-черных тонах), но от самого сюжета всегда веет эмоциями. Посмотрите сами. Эта картина называется "Отвержение".

У моих клиентов возникла ассоциация с произведениями Достоевского или Гюго. Многие участники группы по МАК-картам озвучили чувства безысходности, безучастности, безнадежности, глядя на это изображение. У меня лично возникла ассоциация потери части души. Поскольку глаза - зеркало души, а у человека на картине глаза не четкие, как будто затертые, возникает ощущение отсутствия важной внутренней части.

Что интересно, каждый человек описывает через ассоциации свои истинные истории. Так, например, кто-то написал, что мужчина вынужден находиться на нелюбимой низкооплачиваемой работе, и это его обесточивает, а для кого-то мужчина на картине находится в кризисе, ищет свой собственный смысл жизни.

Другие картины Габриэля Пачеко заставляют сильнее задуматься. Например, посмотрите, пожалуйста, на следующую картину.

-2

Картина не однозначная. Сложно с первого взгляда понять, что это. Многие сейчас спросят, как вообще работать с такими изображениями, которые не понятно, что несут. Но мои клиенты умеют "погружаться" в картину.

Что значит погружаться? Не смотреть глазами, а чувствовать, не думать рациональным мозгом, а запускать внутренние диалоги из бессознательного, спрашивать себя: "Что в моей жизни похоже на эту историю?"

Так, например, моя клиента сказала: "Сначала я увидела какие-то синие люки (типа канализационных), потом вроде лепешки чего-то, как будто металл застыл в лунках, теперь кажется, что похоже на лужицы воды, но она какая-то непрозрачная, химическая. Эти круги кажутся неестественными. Как будто кто-то их сделал. Ткань белая, как будто испаряется. А по середине - ведёрко или банка с краской. Учитывая, что ткань придавлена дисками - ощущение, что они плотные и тяжёлые. Мне не нравится эта картина, какая-то вынужденность чувствуется. Что-то тяготит. Никуда не деться. Ничего не поменять и не сделать с этим. Как какая-то болезнь, с которой не можешь справиться."

Что мы слышим из этого текста? Неестественность, химическое, токсичное, нельзя изменить. Возможно, что-то в жизни клиента похоже на эти чувства? На токсичность, на ощущение безысходности от невозможности что-то поменять. Люки, как проблема, кажутся тяжелыми, их нельзя сдвинуть.
Дальше в ходе диалога выяснилось, что клиентка не удовлетворена своим финансовым положением, в бюджете есть дыры. Интересная метафора и сравнение с люками. И эти дыры буквально железобетонные, то есть расходы уже нельзя изменить, можно только постоянно искать, чем заполнить эти дыры в бюджете.

Далее с клиенткой мы вышли на следующую картину. Вопрос "Как выйти из финансовой ямы?"

-3

Ответ клиентки: "Дерево висит в пространстве, с оголенными корнями в воздухе или в невесомости. В общем, засыхает. Нужна земля с влагой. Пограничное состояние, либо успеют закопать и полить, и оно выживет, либо оставят так и тогда точно засохнет. Ощущение сил, которые от тебя не зависят. Подвешенная ситуация. Хотя нет, один корешок вроде бы не до конца выдернут из земли, то есть состояние подвешенности может длиться довольно долго."

После диалога клиентка по той же карте нашла для себя ответ, выход из ситуации.

"У меня сложность начать что-то делать, настроиться, и делать на постоянной основе. Вот это прям больное место. Даже с физическими упражнениями, фитнесом. Войти в постоянный режим, это я не знаю как. Мне нужен адреналин, видимо, или какая- то крайняя ситуация для мотивации. Иначе раскачаться практически невозможно. Как какая - то программа саморазрушения!"

Так, образ подвешенного в воздухе дерева дал понять, что клиента в вопросах финансов довела ситуацию до кризисной для того, чтобы включиться и начать что-то делать. Таковы паттерны поведения: не вставать с дивана, пока все нормально, и лететь, сметая все на своем пути и работать в авральном режиме, когда уже нет возможности откладывать. Откуда эта программа? Скорее всего из рода, ведь дерево - частый родовой символ. Но то, что мы уже успели разъяснить и понять дает повод выйти из разрушительной программы и двигаться в сторону размеренного труда. Рекомендации я дала.

Я очень люблю картины Габриэля Пачеко за их неоднозначность. Для многих МАК - карты по Пачеко покажутся сложными, но мне они очень близки и понятны. Очень важно в работе с картами считывать эмоциональную составляющую, которая очень хорошо передается через цвета и формы. Даже, если на картине не изображен человек, всегда можно почувствовать, какой эмоциональный фон исходит от карты. Конечно, МАК - карты не всегда могут помочь решить проблему, особенно, если ее решение лежит в области других методик. Но МАК-карты очень хорошо тренируют клиента распознавать чувства и эмоции. Лично я использую данный метод для диагностики верности запроса, для более глубинных проработок проблемы работаю с трансовыми состояниями.

В группе по МАК-картам мы учимся чувствовать изображения, работать с картинами художников для отработки навыка ассоциативного и образного мышления, понимания своих собственных чувств.

Автор: Серебрянникова Юлия Александровна
Психолог, Регрессолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru