Найти тему

Лидваль компактный…

Самый известный мастер северного модерна в Петербурге - Федор Иванович Лидваль проектировал и строил в основном здания довольно внушительных размеров. Именно они принесли ему заслуженную славу и получили самые высокие оценки профессионального сообщества. Но, на самом деле, Федор Иванович не отказывался и от более «скромных» заказов. Тем более если речь шла о весьма уважаемых семействах столичной лютеранской общины, а если еще в добавок вопрос стоял о строительстве на престижной Моховой улице…

 

В 1886 году не очень широкий, но заметно вытянутый в глубину «участок с имевшимися строениями» на Моховой улице был приобретен на имя Ольги Ивановны Либих – урожденной Ольги-Марии Брейтигам. В общем и целом, в ту пору, Ольгу Ивановну можно было назвать дамой весьма и весьма состоятельной. Ее папенька – Иоганн-Гейнрих Брейтингам – владелец знаменитой экипажной (а позднее и автомобильной) фирмы «Ив.Брейтигам», который в свое время вместе с братом стал «эксклюзивным арендатором» Придворного экипажного заведения. Ее супруг - представитель тоже весьма известного в столице «медицинского» семейства Либихов – Александр-Иосиф Либих – статский советник и старший доктор по терапии Обуховской больницы. Одним словом, семейство Ольги Ивановны было и с достатком, и со связями…

 

Недвижимость на Моховой явно приобреталась Либихами в инвестиционных целях, поскольку сами супруги предпочитали жить в доме Брейтингама на Захарьевской. С течением времени несколько раз появлялись проекты перестройки и реконструкции имевшихся тут зданий, но далеко не все из этих проектов были реализованы на самом деле. Время для глобальных изменений на этом участке пришло только в 1905-м и на то имелись весьма серьезные причины.

 

В 1903-м в почтенном возрасте 76 лет скончался Александр-Иосиф Либих. Его вдова конечно не планировала покидать отчий дом, но, по неизвестным нам сегодня обстоятельствам, приняла решение о переселении на Моховую своего сына – Александра. Скорее всего именно по этой причине и появился проект радикальной перестройки старого лицевого корпуса в самой модной в ту пору стилистике. Приглашение в качестве архитектора именно Лидваля тоже думаю было далеко не случайным. В 1905-м Федор Иванович как раз заканчивал работу на одной из самых известных своих построек – внушительном доходном доме на Большой Конюшенной улице для Николая Адамовича Мельцера – представителя известнейшего в Петербурге семейства «поставщиков Императорского двора» (правда не его «архитектурно-мебельной» части, а части «бронзово-ламповой», но сути это не меняло). Несложно предположить, что семейство Брейтингам, в силу специфики своего бизнеса, довольно давно было прекрасно знакомо с семейством Мельцеров и его рекомендации были для Ольги Ивановны весьма значимым фактором. Впрочем и для самого Федора Ивановича возможные «советы» серьезного заказчика играли не последнюю роль.

 

В конечном итоге Лидваль создал по заказу вдовы Либих внешне довольно скромный, но практически безупречно стилистически выдержанный проект. Авторский «почерк» Федора Ивановича несложно заметить даже при первом взгляде на сдержанное и выверенное до мелочей оформление фасада.

Не менее характерен и декор единственной парадной лестницы. Мраморные ступени с излюбленным «столбиком».

-2

Геометрический рисунок отделки и минималистическая лепнина,

-3
-4
-5

очень скромные типовые витражи

-6

и оригинальные лестничные ограждения «с колокольчиками».

-7
-8

В качестве лестничных балок Лидваль обычно предпочитал использовать металл столичного производства, но в данном случае он почему-то решил использовать продукцию «Донецкого Общества железоделательного и сталелитейного производства в Дружкове», которое специализировалось в основном на железнодорожных поставках. Возможно это был его собственный выбор, а возможно и рекомендация…

-9

Продукцию указанного общества в Петербурге продвигала небезызвестная «Техническая контора Карла Шпана», которая занималась экспортом отечественного металла в Германию. Кроме того, Федор Иванович для данного проекта еще и самолично исполнил эскизы печей заказанных по этому случаю в Гельсингфорсе. Одним словом, Лидваль, даже в таком, относительно скромном здании, остался верен себе, дотошно проработав каждую деталь и создав очередную, удивительно гармоничную работу.

-10

Конечно, после перестройки, этот дом заметно диссонировал со своим «окружением», но Федор Иванович всегда ориентировался на самодостаточность, редко обращая внимание на все остальное.

 

Перестройка дома была полностью завершена в течение 1905-го. Александр Либих переехал сюда в 1907-м, хотя собственность осталась за его матушкой. Что было дальше сказать сложно, но уже в 1913-м Либих младший не числился более по этому адресу. Ольга Ивановна скончалась в 1914-м и ее недвижимость наследовала многочисленная родня по линии мужа сменившая и многолетнего управляющего домом Артура Адольфовича Томаса. Александра в числе наследников не было…. В конце 1916-го дом продали коммерции советнику Вургафту, который и стал последним собственником этого маленького шедевра большого мастера.

 

Такая вот история.