"Специальные процессуальные нормы, содержащиеся в материально-правовых актах, могут устанавливать не только особые правила подведомственности (подсудности) гражданских дел и субъектный состав, уполномоченный на возбуждение дел определенной категориии, но и особые правила доказывания обстоятельств, имеющих существенное значение для дела" (Шерстюк В. М. Глава 1. Применение общих и специальных норм в исковом производстве / В. М. Шерстюк // Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (исковое производство) : учебное пособие / под ред. И. К. Пискарева. Москва : Проспект, 2015. С. 10).
В цитируемом предложении сказано, что специальные процессуальные нормы устанавливают: во-первых, особые правила подсудности гражданских дел, во-вторых, особый субъектный состав, уполномоченный на возбуждение дел определенной категории, в-третьих, особые правила доказывания обстоятельств, которые следует устанавливать по делу данной категории.
Стандартные марки универсальны.
Стандарты 2019 г. "Орёл Четверка" и "Орёл Стольник", 2021 г. "Орёл Двадцать четыре".
Особое правило подведомственности (подсудности) зафиксировано в ст. 17 Семейного кодекса Российской Федерации "муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка". Другими словами, если нет согласия жены, то дела о расторжении брака в период беременности жены судам общей юрисдикции неподведомственны (неподсудны).
Особый субъектный состав (круг лиц), имеющих право предъявлять требования о лишении родительских прав, зафиксирован в ст. 70 Семейного кодекса Российской Федерации: один из родителей, лица, их заменяющие, прокурор, органы или организации, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие). Другими словами, иные заинтересованные лица, помимо названных в ст. 70 Семейного кодекса, не могут предъявлять требований о лишении родительских прав.
Особое правило доказывания зафиксировано в пункте 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации "лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине". Иными словами, на причинителя вреда возлагается бремя доказывания того, что вред причинен не по его вине. Потерпевший утверждает, что вред причинен по вине причинителя, а делинквент (причинитель вреда) может доказывать отсутствие своей вины.