Хорошее литературное произведение может похвастать и тем, и другим. Захватывающий сюжет и яркие, харизматичные герои западают в память читателей быстрее и глубже во многом благодаря мелким, но броским деталям, которые делают литературное полотно выпуклым, трехмерным, объемным. Поэтому неудивительно, что профессиональные писатели придают большое значение штрихам истории, как художники тщательно прорисовывают каждый миллиметр картины. Опытные авторы соблюдают принцип золотой середины, выдерживая баланс между событиями и деталями, которые имеют важное, но все же второстепенное значение.
Отправной точкой отсчета для написания книги может быть все, что угодно: внезапная идея сюжета, образ героя, природа, предмет, фильм, картина, компьютерная игра и т.д. Рукопись принято начинать с проработки арки сюжета и продумывания характеров героев и их историй. А некоторые писатели даже начинают свое творение с финала, и в этом есть своя логика: ведь зачастую эффектная концовка определяет окончательное отношение читателя к книге. Работа над сюжетом требует много времени и сил. Автор составляет план произведения: завязку, кульминацию, развязку; в некоторых случаях он вводит несколько сюжетных линий, которые оттеняют главную интригу.
Но многие писатели начинают с проработки литературного мира художественного произведения, который их вдохновляет на сюжет. Это касается не только фэнтези и фантастики, но и исторических и даже современных сюжетов. Принципиальное значение проработке деталей придавали такие маститые классики, как А.П. Чехов и Э. Хемингуэй. Последний даже придумал принцип «литературного айсберга», который предполагает дозированный перенос на страницы рукописи деталей истории. Правда, немногие авторы добиваются эффекта погружения, который не отпускает читателя до последней страницы. А начинающие писатели порой так увлекаются, что создают лишь красочный фон, который без интересного сюжета остается цветным фоном без содержания.
Поэтому рукопись все же лучше начинать с сюжета. Он является основой, каркасом и скелетом почти любого произведения. В хорошей истории главное – приключения и интересные герои, в то время как детали лишь усиливают, но не определяют интерес читателей. Сюжет книги – ее изюминка, а обстановка, костюмы и предметы – лишь оболочка.